Итак, правительство Сирии взяло под полный свой контроль город Хомс - один из важнейших в центральной части страны.
Психологически важное стратегическое освобождение
Освобождение города произошло не в результате масштабных боевых действий, а, что называется, «по договору» - в воскресенье последняя часть антиправительственных боевиков расселась по автобусам и вместе семьями покинула Хомс в направлении Идлиба. Это было совершенно эпическое зрелище: в общей сложности были эвакуированы около 17 тысяч человек, из них примерно 7 тысяч боевиков.
Такое мирное окончание многолетней битвы за Хомс не должно, впрочем, вводить в заблуждение: так называемая вооружённая оппозиция просто признала очевидное - что у неё нет сил и средств продолжать боевые действия. А арабы в этих обстоятельствах становятся такими бойцами, которые в 99 процентах случаев предпочтут воткнуть штык в землю.
Иными словами, мирное завершение долголетней битвы является по-своему тоже стратегической победой для Дамаска: оставившие свой последний опорный пункт Эль-Ваер антиправительственные формирования очистили тем самым важный участок стратегической дороги Дамаск - Алеппо, сравнимой в России с трассой Москва - Санкт-Петербург. Не то, чтобы они совсем её перерезали - под конец боевики контролировали территорию километр на полтора, - но угрозу демонстрировали, и нешуточную. Отчего и приходилось правительственной армии держать здесь большие силы, отвлекая их на подавление окружённых, но беспокойных повстанцев.
Кроме того, Хомс - третий по величине город страны, один из исторических центров сирийских христиан, который до войны был также важным промышленным центром, включая нефтеперерабатывающий завод. И именно здесь весною 2011 года вспыхнули беспорядки, обернувшиеся в итоге гражданской войной, а дальнейшие бои в Хомсе отличались редкой ожесточённостью. И его освобождение сегодня носит ещё и очень понятный всем в Сирии психологический смысл: правительство вернуло мир и свой контроль в город, который пал одной из первых жертв террористов.
Ну а высвобождение правительственных подразделений с этого участка фронта носит уже близкий к стратегическому характер - им отсюда явная дорога на Дэйр-эз-Зор, освобождать этот ещё один стратегический важный пункт.
Тем временем в Идлибе…
Тем временем в Идлибе, который по молчаливому согласию всех стал практически независимым эксклавом террористов в Сирии, вовсю идёт процесс, который предсказывался заранее. В Идлибе, перенаселённым в результате договорённостей подобных тем, что были достигнуты в Хомсе, бандитами всех мастей и властей ведутся жестокие разборки, кто станет тут «крысиным королём».
И вот теперь стали поступать сообщения, что большой взнос в достижение этого звания внесла запрещённая в России террористическая группировка ИГ/ДАИШ. Как указывают местные источники, именно эта группировка устроила двойной взрыв у штаба исламистской группировки Ахрар аш-Шам в населённом пункте Телль-Тукан. Как сообщается, погибли порядка 40 боевиков, ещё 150 получили ранения различной степень тяжести.
Удар оказался крайне болезненный: один из смертников подорвал себя прямо в зале, где проходило совещание лидеров Ахрара, другой сделал то же у входа в здание. То есть понятно, что в роли «шахидов» выступил кто-то из своих, имевших доступ на самые верха. Предполагается, что погиб и глава штаба террористической группировки Абу Аммар.
Версию о причастности к теракту именно ИГ высказал один из лидеров Ахрар аш-Шам Ахмед Наджи. Его версия похожа на истинную. Хотя у самого ИГ в Идлибе позиции не очень представительны, но свою лепту в крысиной драке он внести всегда рад. На полный контроль над Идлибом претендует прежде всего террористическая группировка, также в России запрещённая, Джебхат ан-Нусра. Именно с нею вела ожесточённые сражения Ахрар аш-Шам, которая считается протурецкой и относительно (на фоне ИГ) умеренной. Однако в последнее время между этими двумя бандитскими конгломератами в Идилибе установилось подобие перемирия. Особенно после того как эта зона в Астане была выделена Турции как одному из гарантов усилий по деэскалации. И теперь, полагают наблюдатели, ИГ вполне мог продемонстрировать таким образом своё презрительное фи контролю турков над Идлибом. Хотя не исключено, по мнению аналитиков, что в конечном итоге нарисуется и след Ан-Нусры, у которой самые прямые интересы в Идлибе - хоть она, как признанная террористической, под режим деэскалации не подпадает.
ИГ напоминает, что его рано сбрасывать со счетов?
Есть также мнение, что этой акцией ИГ/ДАИШ решил показать, что рано ещё рвать его труп, поскольку он ещё не труп, а очень даже подвижный зверь с клыками и когтями.
Дело в том, что две победы над ним - под Аль-Бабом и Пальмирой, а также «ничья» в Дэйр-эз-Зоре, где ИГ положил уйму лучших бойцов, не добившись реального результата, - вызвали у всех участников сирийской драмы ощущение, будто ДАИШ можно уже списать со счёта. Как ни медленно и кроваво обстоят дела в Мосуле, ясно, что исламистам город не удержать ни при каких условиях. Ракка также в стратегическом окружении, и её судьба более чем предсказуема. Дэйр-эз-Зор правительство отстояло в куда худшие времена, а сегодня очевидным для всех образом нацеливается на окончательное снятие блокады. То есть у ИГ стратегических пунктов более на территории Сирии практически не остаётся.
Вот уже и американцы, почуяв запах добычи, торопятся, словно падальщики, оторвать кусок мяса от издыхающей жертвы. Именно поэтому они устремили одну из подконтрольных себе террористических группировок от иорданской границы на северо-запад - в сторону городков Абу-Кемаль и Аль-Каим. Сразу три цели достигаются: перекрывается переход между Ираком и Сирией, который весьма важен в видах переброски шиитских контингентов, создаётся возможность одним броском переместиться к Дэйр-эз-Зору и «освободить» его, а также - получить под свой контроль богатые нефтью провинции. И всё - под видом борьбы против ИГ!
Как водится, эта операция получила у американцев идеологическое обоснование. Как сообщил министр обороны США Джеймс Мэттис, Дональд Трамп внёс изменения в тактику борьбы с ИГ. «После того как президент Трамп проанализировал добытые нами сведения, произошли два ключевых изменения. Во-первых, он наделил достаточными полномочиями решительно и своевременно действовать против уязвимых сторон противника. Во-вторых, он распорядился осуществить смену тактики. Вместо того, чтобы вытеснять террористов ИГ из безопасных зон в ходе изнурительных боев, окружать врага в его укреплениях, - именно так мы сможем уничтожить ИГ», - сказал он на пресс-конференции в Пентагоне.
Иными словами, Мэттис понятием «мы» обосновал право американцев напрямую участвовать в боевых действиях. А «окружать врага в его укреплениях» означает взятие на себя также права выбирать понравившиеся регионы и захватывать их под видом борьбы с террористами. Хитрый, но в данном случае бесхитростный Мэттис прямо это право обосновал: «Коллеги по коалиции больше сосредоточили свои усилия на том, как восстановить регион от хищнического разграбления со стороны ИГ, после того как мы освободим регион».
То есть после освобождения провинций Сирии от ИГ американцы уходить никуда не собираются. Похоже, администрация в Белом доме действительно выбрала путь повторения Вьетнама…
Обратить взоры на Идлиб в этих условиях лидерам ИГ/ДАИШ должно казаться естественным решением. Не исключено, что и команда на такие со всех сторон выгодные для США действия до террористов доведена из Вашингтона…