В России вот-вот появится лазерное оружие, но есть сомнения: не запретит ли его… Россия.
Российские авиаконструкторы завершили наземную отработку оборудования самолёта А-60, который будет оснащен боевым лазером. Об этом сообщил заместитель министра обороны Юрий Борисов. «Завершены работы по глубокой модернизации бортового комплекса, обеспечивающие значительное наращивание его тактико-технических характеристик. Сейчас продолжаются летные эксперименты, результаты которых подтверждают правильность принятых решений», — сообщил он.
Несколько ранее, в августе Юрий Борисов уже информировал общественность, что среди новинок, уже поступивших на вооружение армии России, имеются и отдельные образцы лазерного оружия. «Это не экзотика, не экспериментальные, опытные образцы — мы уже приняли на вооружение отдельные образцы лазерного оружия», — заявил замминистра, выступая в ядерном центре в Сарове.
45 млрд на лазер
Судя по тому, что он сделал это на территории Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), это оружие может быть как-то связано с теми научными разработками, которые там ведутся. А Саров — признанный центр разработки лазерный установок, самая большая из которых, кстати, должна будет заработать уже к 2020 году.
Правда, в самолёт она никак не поместится, потому что помещается в громадном доме длиной почти в четыре футбольных поля и высотою с 10-этажный дом. И предназначение у неё не чисто утилитарное: цель и научный смысл её в том, чтобы проверить альтернативный большим реакторам типа долго- и дорогостоящегося ИТЭР способ зажечь термоядерную реакцию. Если совсем упрощённо, то заключается этот способ в скрещивании высокоэнергичных лазерных лучшей в оной точке, где и должна возникнуть термоядерная плазма.
Судя по тому, что в не самые богатые годы Россия выделила на этот эксперимент 45 млрд рублей и спрятала его в закрытом городе (где когда-то рождалась первая отечественная атомная бомба), — то этот путь имеет не только научные перспективы. Кроме того, подобная уже есть у США.
А США, между прочим, в апреле этого года объявили устами руководителя агентства по противоракетной обороне адмирала Джеймса Сиринга, что к 2021 году Пентагон планирует разработать «лазерное оружие воздушного базирования для перехвата баллистических ракет». И денег запросил не так чтобы много: 90,3 млн. долларов.
О любопытных совпадениях
«Мы хотим провести окончательную демонстрацию (лазерного оружия) до 2021 года», — заявил адмирал Сиринг. Он не стал, однако, напоминать конгрессу, перед которым делал доклад, что в 2011 году министерство обороны США законсервировало стоивший около 5 миллиардов долларов проект создания лазерного орудия, базирующегося на борту грузового Boeing 747-400F.
Любопытное совпадение: в России работы по созданию летающего лазера были приостановлены… тоже в 2011 году! Связано это, как сообщали, с тем, что адаптация самолёта (под индексом «А-60») слишком обогнала создание самого лазера. А вот теперь он будто бы создан, и самолёт-лабораторию А-60 (сделанный ещё в 1981 году на базе Ил-76МД в ОКБ имени Бериева) теперь срочно переоборудуют под платформу для воздушного базирования мощного боевого лазера.
То есть идём с американцами ноздря в ноздрю. Нет ответа на один вопрос: а что, собственно, может лазерное оружие?
Просчёт инженера Гарина
Конечно, инженер не виноват. Виноват писатель, создавший его образ. Но тем не менее, этот образ всегда и пинают за то, что на самом деле его гиперболоид никогда не смог бы работать. По многим причинам, но одна из них — ключевая.
Лазер — это, с теми или иными оговорками, просто луч света. А луч света знаем как себя ведёт. Тучка на небе — и вместо солнышка тень. Туман на дороге — и не каждая противотуманка его просветит. Ладошка — и можно заставлять приятеля (не дай Бог — любимую, чтобы не разочароваться) гадать, кто ему закрыл обзор окружающего пространства.
«Лазер на самом деле — хорошая ведь, но — несовершенная, — подтвердил этот принцип известный военный обозреватель Виктор Литовкин. — Лазер не пробивает туман. Лазер не пробивает облако аэрозольной защиты. Поэтому лазеры хорошо работают лишь в безвоздушном космическом пространстве».
Вот поэтому инженер Гарин, даже имей он не луч света от какой-то там магниевой смеси, а современный лазер, никогда не смог бы порезать немецкий завод на металлолом из окна проезжающего поезда. Первый же пожар свёл бы его эффект к нулю. А вот в космосе…
Вот тут и прислушаешься к словам американского лазероводца: лазер будет предназначен для борьбы с ракетами. Какими? Не с теми ли, что «медленно уплывают в даль, встречи с ними ты уже не жди»? Надо полагать, адмиралу Америку жаль не немного, и лучшего, конечно, впереди, он от встречи с «Воеводами» или «Сарматами» не ждёт никак. И не он один.
А для такого варианта всё как раз хорошо: самолёт забирается выше облаков и запускает очередь импульсов в космос, где их уже ничто не остановит, кроме корпуса ракеты. Аналогичный вариант, надо полагать, отрабатывается и у нас с самолётом А-60. А дополнительную мощность ему будут давать технологии из Сарова, где, по словам руководителя Российского федерального ядерного центра Радия Илькаева, ресурсы российской установки превысят американские больше чем на четверть — 2,8 мегаджоулей против 2 МДж. Как обтекаемо отметил учёный, физика высоких плотностей энергии в настоящее время наиболее плотно изучается в том числе и в интересах обороны…
Но есть проблема
В своё время США заявляли, что будут размещать на околоземной орбите спутники-перехватчики, способные уничтожать на начальной траектории полета советские баллистические межконтинентальные ракеты. Эта программа, которая носила название Стратегическая оборонная инициатива (она же — Звёздные войны») тогда была блефом, но заставила СССР втянуться в разорительную гонку в никуда.
В принципе, мы и тут обогнали американцев: в итоге добились создания работающей космической платформы для боевого лазера. Но потом всё равно всё ушло в болото, и второй старт, как видим, начинается только сегодня.
А с другой стороны, указывает Виктор Литовкин, «мы сами сегодня вместе с Китаем добиваемся в Совете безопасности ООН заключения всеобъемлющего соглашения о неразмещении оружия в космосе. Значит, лазерное оружие, наиболее эффективное именно там, может быть запрещено к выводу на орбиту. Тут есть определённое противоречие».
Скорее всего, такое плотное внимание и в США, и в России к лазерам воздушного размещения продиктовано, в частности, и этим соображением. В конце концов, военные с дипломатами всегда упрекали друг друга в борьбе друг против друга. А оружие в воздухе запретить не сможет уже никто и никогда.
С другой стороны, говорит Литовкин, «лазерное оружие разрабатывать, конечно, надо, раз эта область имеет вообще перспективы стать оружейной». Но только считает эксперт, разумно было бы пока проявлять сдержанность, чтобы не оказаться опять втянутыми американцами в разорительную гонку за эфемерным гиперболоидом.