Политолог Данила Борисов с недоверием прочел книгу экономиста Джефри Хоскина о доверии.
Мир сталкивается с всё большим количеством постоянно возникающих проблем и, не вполне понимая, откуда они берутся в таком количестве, пытается найти ответы на вопросы, обращаясь ко всему подряд. Например — к науке. Наука же множит ответы, находя их также везде, порой там, где никто не ждал. Учёные акцентируют внимание на причинах появления современных проблем, обращая внимание на истоки их возникновения через апелляцию к различным, иногда неожиданным, социальным, экономическим, историческим явлениям. Одним из ученых такого рода остается Джеффри Хоскинг, пытающийся в работе «Доверие: история», показать важность исследования такого феномена общественного развития как доверие (что, в общем-то, следует из названия).
Хоскинг уже обращался к данной теме раньше: рассматривал (феномен? институт? эмоцию?) доверие через призму экономики, в своей книге «Доверие: деньги, рынки и общество» («Trust: Money, Markets and Society», 2010) с претенциозным подзаголовком «Манифест для 21 века». Здесь он трактовал доверие как важный элемент мировой экономики, которая в последние десятилетия испытывает кризис, вызванный ухудшением глобального экономического сотрудничества, а точнее, «утратой доверия» экономическими агентами в отношении друг друга. Тогда Хоскинг призывал мировое сообщество обратить пристальное внимание на разрешение проблем доверительного взаимодействия, вызванных кризисом доверия к фундаментальным институтам современной рыночной экономики: кредиту и банковскому сектору.
«Доверие: история» можно считать продолжением работы Хоскинга, в которой автор расширяет спектр исследуемых институций, добавляя к анализу экономики анализ других социальных детерминант. Замысел понятен. Но мы можно задаться вопросом: неужели никто не делал нечто подобное до Хоскинга, и если делал, то работы, каких учёных лежат в основе его размышлений? Автор честно даёт ответ на этот вопрос, и приводит довольно ценный список работ о доверии других авторов. Но, добавляет Хоскинг, его предшественники не рассматривали доверие как комплексное явление, а пытались изолировать его от других понятий, не размышляли над нерефлексивным доверием и доверием, которое возникает принудительно, то есть не является добровольным. Здесь Хоскинг отсылает нас к исследованиям Мишеля Фуко, Клиффорда Гирца, Адама Селигмана, Эмиля Дюркгейма, Георга Зиммеля и др. Именно через полемику с выводами этих фигур приводит нас к объяснению специфики собственного исследования.
Особое место в книге занимает анализ доверия в советском обществе времён Сталина, которое он называет обществом тотального недоверия. Террор, существовавший в то время, автором книги преподносится читателю как явление, спровоцировавшее рост всеобщего недоверия, приникшего даже в такой фундаментальный институт общества, как семья. Поэтому Хоскинг называет советскую Россию уникальной страной, предлагая извлечь важные уроки через анализ её исторического опыта 30-х — 50-х годов.
В своей книге автор также обращает внимание на то, что доверие основывается на символических системах, к числу главных из которых он относит: язык, миф, религию, науку, законы, культуру и искусство, деньги. Однако «во избежание неконтролируемого увеличения объёма этой книги» автор предпочёл остановиться на детальном анализе двух символических систем: религии и деньгах. И если с религией в целом всё понятно — вера есть безусловный источник доверия (Хоскинг умело это доказывает), то в случае с деньгами он спрашивает: вредят ли они или помогают выстраивать доверие между людьми? Ответ автора поначалу обескураживает — деньги на сегодняшний день приводят к разрушению доверия. Именно проблема денег, кризиса кредитных отношений — причина современных экономических проблем глобального масштаба.
Важной темой размышлений Хоскинга становятся нации, а точнее национальные государства. Здесь Хоскинг говорит о том, что «большинство современных народов намного сильнее стремятся жить в рамках единой нации, чем в рамках межнациональных и глобальных союзов». Эта теперь уже не кажущаяся такой оригинальной мысль ещё несколько лет назад (а книга Хоскинга на английском языке вышла в 2014 году), на фоне марша десуверенизации, могла бы показаться еретической. Но кризис международных институтов сегодня уже повсеместно заметен, и проявляется он, в первую очередь, в неспособности последних (в отличие от национальных государств) эффективно противодействовать возникающим проблемам, среди которых терроризм и глобальный экономический кризис.
Джеффри Хоскинг, «Доверие: История», М.: Росспен, 2016.