Обозреватель ТАСС Анатолий Лазарев о том, почему власти США считают Украину страной, соответствующей демократическим стандартам.
США исторически тщатся доказать всему миру, что они — цитадель демократии, образец всех общественных и политических, в том числе электоральных, институтов. Однако события на собственной американской земле частенько подрывают пропагандистские усилия, высвечивая уродливые антидемократические родимые пятна. Впрочем, не США на этот раз тема моей колонки. Речь пойдет о выборах в органы местного самоуправления на Украине, состоявшиеся 25 октября, проведение которых удовлетворило — по крайней мере публично — Вашингтон, вопреки множеству причин не делать этого, раз уж рядишься в тогу демократа.
Понятное дело, что признать выборы на Украине в полной мере соответствующими демократическим принципам и международно признанным нормам проведения подобных общенациональных мероприятий Вашингтон все же не мог — уж очень вопиющи были нарушения, о которых сообщали наблюдатели с места события. Ну, на такой случай есть дипломатический язык, к которому и прибег накануне начальник пресс-службы госдепартамента США Джон Кирби. «Согласно предварительным отчетам международных наблюдателей, выборы в основном отражали волю украинского народа и в целом уважали демократический процесс», — утверждал он, использовав спасительные, когда кривишь душой, обороты «в основном» и «в целом». И на основании таких туманных определений Кирби безапелляционно делает вывод, что «демократия на Украине остается устойчивой», поясняя, что происходит это «несмотря на сложные экономические условия», а также, куда же сегодня Вашингтону без этого, некие «действия России».
Трудно себе представить, что внешнеполитическому ведомству такой развитой страны как США было бы не известно о том, как на самом деле проходили выборы на псевдо-Незалежной. Например, о том, что в Мариуполе и Красноармейске из-за надуманных проблем с бюллетенями — мол, не в той типографии отпечатали, хотя это можно было бы установить задолго до дня голосования — избирательные участки так и не открылись. Или о том, что ЦИК не проводил местные выборы на подконтрольных Киеву территориях в 125 населенных пунктах Донецкой области и в 146 — Луганской. Кроме этого, выборы не были назначены в Луганске, Донецке, Горловке, Енакиево, Шахтерске, Ясиноватой и ряде других городов, которые находятся на контролируемой ополченцами территории.
Список проявлений «демократии» на Украине можно продолжать еще долго, так что большого смысла вдаваться во все подробности вряд ли имеет смысл. Но появление негласных ценников за голос избирателя все же нужно отметить. Так, в Киеве за один голос «предлагают 800 гривен» (около 35,4 доллара), признал глава аппарата городской администрации Владимир Бондаренко, подчеркнув — не слышал, как это было сказано, но, может, даже с гордостью, — что это рекордные суммы для выборов в украинской столице. Что касается остальных избирательных точек, то пока информации о подобного рода достижениях не поступало. Хотя, по данным наблюдателей, средняя цена подкупа избирателей по Украине составила 500 гривен (примерно 22 доллара).
В целом, как констатировал генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель, «были многочисленные нарушения». С ним соглашаются и даже конкретизируют позорные явления в гражданской сети ОПОРА. «Нашими наблюдателями за весь период избирательной кампании зарегистрированы 1128 нарушений разного характера», — сообщила координатор сети Ольга Айвазовская. По ее словам, «на первом месте — незаконная агитация и нарушение принципа финансирования избирательного процесса (557 инцидентов), на втором — подкуп избирателей (290)». ОПОРА также зафиксировала силовые противостояния — 46 случаев, использование административного ресурса — 35, препятствование работе наблюдателей — 33 и фальсификация результатов голосования — 30 случаев. Айвазовская также констатировала нестабильность и неопределенность избирательного законодательства по отдельным важным процедурам. В этом, следует отметить, с ней согласна и Международная миссия по наблюдению за выборами: «Несмотря на рекомендации ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианской комиссии Совета Европы, нормативно-правовая база остается фрагментированной, содержит пробелы и неточности и характеризуется недостатком определенности. В целом законодательная база не соответствует некоторым обязательствам Украины перед ОБСЕ и Советом Европы, а также международным стандартам».
Должно было бы насторожить, но этого не случилось, ревнителей демократии в США и Евросоюзе и то обстоятельство, что, как заявил еще до дня голосования Алексей Кошель, около 13 миллионов граждан Украины (всего избирателей в стране порядка 36 миллионов) просто-напросто не смогут принять участие в местных выборах. В эту «армию» лишенцев права голоса вошли вынужденные переселенцы из Крыма и Донбасса, работающие за границей, военнослужащие ВСУ, бойцы добровольческих батальонов и сотрудники МВД, которые будут заняты на боевом дежурстве. Примечательно, что данная оценка практически полностью совпадает с той, к которой пришла общественная организация «Успешная страна», проведшая общенациональный опрос по поводу реального отношения людей к грядущим выборам. Из почти 250 тысяч опрошенных в сети 40 процентов заявили, что не видят в выборах никакого смысла и голосовать не пойдут. «Не доверяю этой власти», «Где тот лидер, за которого голосовать?», — объяснили респонденты причину отказа пойти на избирательные участки. «Если эти данные спроецировать на всю страну, то получится 13 миллионов человек, которых не следует ждать на выборах», — отмечает «Успешная страна».
В общем, по меткому определению главы Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонида Слуцкого, прошедшие «выборы — очередной акт украинского театра абсурда с тем же бардаком, ангажированностью политических элит и недоверием простых людей к нынешней киевской власти». «Их никак нельзя назвать честными, справедливыми и демократическими», — убежден российский депутат.
Однако разве это важно, когда все действия Запада на украинском направлении сегодня продиктованы интересами антироссийской «Операции Украина»? Именно поэтому в Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ предпочли не замечать, особенно вопиющих, нарушений, имевших место 25 октября. Как констатировала на голубом глазу глава миссии БДИПЧ Тана де Зулуета, «выборы прошли согласно стандартам ОБСЕ и международным стандартам, они были конкурентоспособными, в целом хорошо организованы». Ну, а уже на такое предвзятое мнение скорее всего и опирался Кирби, с которого начиналось «плавание» по бурным выборным волнам на Украине.
И такой «образец» проведения голосования хотят навязать провозглашенным ДНР и ЛНР?! Вряд ли подобная затея будет иметь успех… Спикер донецкого Народного совета республики Денис Пушилин выразил сомнение в способности Киева «обеспечить проведение местных выборов в ДНР и ЛНР по стандартам ОБСЕ и закону, согласованному с Донбассом, как того требуют Минские соглашения». А луганский лидер Игорь Плотницкий как бы продолжил эту мысль, заявив, что «Украина не умеет или не хочет следовать стандартам ОБСЕ на собственной территории, а потому нечего им делать и на наших будущих выборах — мы проведем их сами по стандартам ОБСЕ и при наблюдении БДИПЧ».