21 ноября, четверг

Демократия под микроскопом: Фуко и «иностранные агенты» в Швеции

18 ноября 2021 / 14:24
социолог

Регуляция деятельности так называемых иностранных агентов - одна из излюбленных тем российской либеральной общественности. Критики соответствующих законодательных инициатив нередко настаивают на недемократичности данного подхода, как органичавающего свободу слова и совести.

Но является ли учёт и отслеживание политической деятельности организаций и физических лиц, связанных с зарубежными контекстами, уникальным только для России?

На протяжении последних десятилетий Швеция считалась чуть ли не воплощением образцовой модели демократического общества, построенного на идеалах равенства, справедливости и толерантности. Тем не менее, в феврале 2021 года в Швеции появились свои «иностранные агенты». Журналист шведского государственного радио «разоблачил» в качестве таковой закрытую фейсбук-группу Media Watchdogs of Sweden (MEWAS). На протяжении нескольких месяцев MEWAS объединяла преимущественно экспатов: учёных, медиков, работников образования, родителей и просто граждан, несогласных с официальной шведской стратегией в отношении Ковид-19. Деятельность группы была квалифицирована как радикальная и подрывная в отношении безопасности и имиджа страны. Участники подверглись преследованию, что вынудило некоторых покинуть страну. Так руководитель группы - ирландец с двойным гражданством Кейс Бег (Keith Begg) - вернулся на родину после восьмилетнего пребывания в Швеции. По сообщению издания The Irish Post Кейс начал всерьёз опасаться за свою безопасность: приходили письма с враждебными высказываниями, где его называли предателем и «грязным иностранцем», подозрительными стали казаться останавливающиеся рядом автомобили и в окно можно было каждую минуты ожидать камень или кирпич.

Как известно, шведская стратегия мер против Ковид-19 отличалась изначальной ставкой на «коллективный иммунитет». Предполагалось позволить вирусу свободно распространиться в обществе, создав тем самым условия для быстрой выработки естественной иммунной защиты. Как говорится дёшево и сердито, и как раз в русле актуальной в Европе неолиберальной экономической доктрины. Развлекательные учреждения долгое время оставались открытыми в ходе пандемии, маски не рекомендовались для широкого применения. Неудивительно в связи с этим, отмечают эксперты, что темпы роста заражений и смертности в Швеции вскоре обогнали все соседние страны вместе взятые. Под давлением международной общественности и внутринациональных критиков, включая и активистов MEWAS, шведское Министерство здравоохранения былo вынужденo усилить меры безопасности: офисные работники, старшие классы школ и высшие учебные заведения перешли в режим удалённой работы, численность собраний была ограничена 50 человеками, закрылись для массового посещения кинотеатры, музеи, дискотеки и церкви, было даже временно введено требование носить макси в медицинских учреждениях и в общественном транспорте.

Согласно данным The Irish Post, MEWAS начала свою работу в апреле 2020 и продолжала активную деятельность до февраля 2021, объединив усилия 200 участников. Основной целью правозащитной деятельности ставилась "кампании за перемены и прозрачность вокруг шведской стратегии Ковид-19". Утверждая, что официальные СМИ намеренно искажают информацию о происходящем в стране, активисты собирали публично доступные данные и писали статьи о последствиях проводимой политики для разных категорий населения. Кроме того они связались с посольствами нескольких стран, предупреждая о рисках следования «шведской модели». После «разоблачения» фотографии и личные данные участников группы MEWAS попали на страницы прессы и были растиражированы по всей стране. Группу обвинили в дестабилизации имиджа Швеции, подрыве демократии и даже в провокации незаконной деятельности среди граждан. «Нас изображали как подпольную группу, а меня называли террористом, тогда как мы просто обычные граждане, которые занимаются адвокатской деятельностью в свободное время» - сообщил Бег ирландскому изданию. В другом интервью ирландский правозащитник со стажем сравнил пережитую им в Швеции ситуацию с тоталитарными режимами, указывая, что гипернационализм шведских СМИ, вера в собственную исключительность и стремление политиков всеми способами поддержать позитивный образ страны на мировой арене мотивировали репрессивный подход к инакомыслящим.

Как же случилось, что одна из ведущих демократий мира в одночасье преобразилась в свою противоположность? Согласно теории французского философа Мишеля Фуко современная власть является сложным всеохватывающим образованием, одновременно сочетающим в себе аппараты принуждения, дисциплинирования и управляемой свободы. При этом один из этих аппаратов может доминировать в разные исторические периоды и в разных странах, определяя текущую конфигурацию национальных властных отношений. Введённое Фуко нюансирование власти позволяет уйти от традиционной дихотомии «демократия» vs «диктатура» и понять, как страны казалось бы с демократическим устройством могут переходить в режим репрессий. Другими словами демократия и диктатура - не противоположности, а континуум, что и проявилось в ситуации с MEWAS.

 

Источники:

Carlsson, M. (November 11, 2021). Enemy of the State – Interview with Keith Begg and Andreia Rodrigues. Youtube, URL: https://www.youtube.com/watch?v=U4HUHrE-34w

Murphy, M. (February 24, 2021). Irish man flees Sweden after furious backlash to his campaign urging harsher Covid-19 restrictions. The Irish Post, URL https://www.irishpost.com/news/irish-man-flees-sweden-after-furious-backlash-to-his-campaign-urging-harsher-covid-19-restrictions-204634

Sverigesradio (February 9, 2021). Dold Facebookgrupp försöker påverka svenska intressen utomlands

URL:https://sverigesradio.se/artikel/dold-facebookgrupp-forsoker-paverka-svenska-intressen-utomlands

Sveriges Riksdag (February 2, 2021). Skriftlig fråga till statsråd 2020/21:1843 Fria diskussioner som demokratihot. URL: https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/skriftlig-fraga/fria-diskussioner-som-demokratihot_H8111843


тэги
читайте также