Любовь нашего народа к поискам друзей за рубежом неистребима. Новый друг — режиссер Оливер Стоун, который снимает разоблачительные культуртрегерские картины.
Любовь нашего народа к поискам друзей за рубежом неистребима. Новый друг — режиссер Оливер Стоун, который снимает разоблачительные культуртрегерские картины. Раньше таким кумиром был толстый режиссер Майкл Мур (кто его сейчас вспомнит?). И почти никого не смущает тот факт, что эти парни открывают глаза на то, что мы знаем с детства.
В начале недели на Первом канале состоялась премьера фильма Стоуна «Нерассказанная история США». Чуть раньше в магазинах появилась соответствующая книга. Показ предваряло часовое интервью режиссера Владимиру Познеру. Событие оказалось знаковым. Патриотически настроенные пользователи социальных сетей наперебой кинулись нахваливать фильм и советовать его друг другу. Константин Львович Эрнст в очередной раз показал, что тонко чувствует общественные настроения.
Секрет популярности еще не показанного полностью сериала (его растянут на десять недель) лежит на поверхности.
Тяжелая пята западной медийной олигархии редко позволяет столь именитому мастеру высказать мнение, идущее вразрез мейнстриму. Стоун — редкое исключение. Выходец из семьи убежденных республиканцев, добровольно призвавшийся во Вьетнам, он давно разочаровался в той картине мира, которую пытаются навязать человечеству, и прежде всего самим США, американские власти. В поисках истины Стоун обращался к загадкам убийства Кеннеди, делал 30-часовое интервью с Фиделем Кастро и т. д. А два года назад режиссер замахнулся на создание альтернативной истории США.
Фото с веб-сайта inostrankabooks.ru
Именно правдоискательство Стоуна заставило многих российских патриотов заинтересоваться его работой. Но, боюсь, что сказать режиссеру нам по большому счету нечего. «Нерассказанная история США» задумывалась как диалог именно с американским зрителем, оболваненным пропагандой американской исключительности. Так, первая серия фильма посвящена Второй мировой войне и реальной роли США в ней. Стоун берется доказать соотечественникам, что роль его страны в той войне преувеличена, а основная тяжесть войны легла на плечи советского народа. Но неужели нам с вами, впитавшими эту истину с молоком матери, надо это еще раз доказывать? Да и про природу власти США и классовых противоречиях американского общества мы также знаем с детства. Зачем нам упражняться в освоении прописных истин? Зачем смотреть фильм, который к тому же нашпигован давно уже погасшими маячками, забытыми диссидентами на уютных квартирках?
Например, в «правду о войне» по Стоуну входит уничтожение Сталиным цвета советской армии и непрекращающийся террор в отношении советских граждан. Опять же мы знаем это со времен XX съезда, но многие уже успели поставить под сомнение и даже опровергнуть эти тезисы. Зато мы не знали, что Красная армия, оказывается, намеревалась убить японского императора.
Стоун об этом вслух размышлял в интервью Познеру.
Стоит смириться с тем, что «Нерассказанная история США» — это побочный продукт «взбалмошного гения», и она никак на массовое сознание американцев не повлияла и не повлияет. Стоун гордится тем, что продал свой продукт во множество стран (Россия едва ли не последняя, кто откликнулась), но в самих США о своей «нерасказанной» истории не узнают никогда. Рано или поздно Голливуд простит «гениальному режиссеру» его чудачества и позовет снимать новый блокбастер.
Россия не должна уподобляться маленькой Кубе, для которой визит Стоуна стал знаковым событием. У нас достаточно друзей за рубежом, чтобы не кидаться на шею любой знаменитости, которая решила поиграть в диссидента. Новая документальная работа Стоуна основывается на личных переживаниях автора и не выходит за рамки внутриамериканского диалога. По большому счету режиссер лишь поднимает вопрос о той чрезмерной роли, которую в американском обществе играют военные и спецслужбы. Никаких иных целей он перед собой не ставит.
Что до России, то показательно, как «историк» Стоун в интервью Познеру спутал Молотова с Маленковым.
«Ох уж эти русские фамилии!», — оправдывался он после того, как ведущий его аккуратно поправил. Дружба с гениями, которые к тому же — то ли от безысходности, то ли из вежливости — вдруг начинают тебя хвалить, льстит самолюбию. Но не стоит обманывать себя — такая дружба практически никогда не бывает по-настоящему взаимной.
Оливер Стоун, Питер Кузник. Нерассказанная история США. М., КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.