Основная тенденция сегодня – это трансформация разобщённых локальных рынков газа в единый глобальный рынок.
Во время недавнего визита в Австрию президента России Владимира Путина было подписано соглашение между ОАО «Газпром» и австрийской компанией OMV об условиях проектирования, строительства и эксплуатации участка газопровода «Южный поток» (South Stream) на территории Австрии. Президент Путин подчеркнул, что проект «Южного потока» — это общеевропейский проект, который имеет экономическое, а не политическое значение, и что этот проект реализуется в интересах энергетической стабильности в Европе в целом и в интересах европейских партнеров.
Однако Россия, надеясь на лучшее, тем не менее, должна учитывать складывающую ситуацию на европейском и мировом рынках газа. Основная тенденция сегодня — это трансформация разобщённых локальных рынков газа в единый глобальный рынок. Но новая расстановка сил, скорее всего, не будет учитывать интересы нашей страны. Вероятнее всего, что продолжится курс Запада на вытеснение России с газового рынка Европы либо понижение её роли до уровня одного из нескольких европейских поставщиков газа.
Дать ответы о будущей энергетической политике Европы сможет разрабатываемая «Стратегия энергетической безопасности Европейского союза», основные положения которой были рассмотрены на саммите стран Европейского союза на прошедшей неделе. Окончательный вариант «Стратегии» предполагается теперь одобрить на саммите стран ЕС в октябре 2014 года.
Сейчас Е. С. формирует единые правила и условия энергопотребления, что рано или поздно поставит Россию перед необходимостью пересмотра своей политики поставки газа в Европу.
О предпосылках новой стратегии ЕС пишет американская «Уолл-Стрит Джорнел» в номере от 27−29 июня 2014 года. Газета отмечает, что конфликт между Россией и Украиной стал хорошим стимулом для коренного пересмотра всей своей политики ЕС в сфере энергетики с целью повысить энергобезопасность Европы, снизить издержки и ликвидировать разницу в цене на газ между различными европейскими странами.
Сегодня страны Европейского Союза расходуют один миллиард евро в день на приобретение энергоресурсов. Отмечается рост доли природного газа в общем потреблении ими энергоресурсов, что составляет сегодня 53% по сравнению с 40% в 1990 году. ОАО «Газпром» в 2013 году обеспечивал 39% от общего объёма поставок природного газа, 34% поступали из Норвегии, 14% - из Алжира. При этом «Газпром» является единственным поставщиком газа в шесть европейских стран. Еще в пяти странах Евросоюза зависимость от российского газа составляет от 60 до 90%. Поэтому, с точки зрения получения простой экономической выгоды, строительство дополнительного газопровода из России — «Южного потока» — сегодня вполне соответствует интересам европейских стран в вопросе их бесперебойного обеспечения газом.
Европейские страны неоднократно обращали внимание ЕС на раздробленность рынка энергоресурсов и на более высокие, по сравнению с США, цены. По их мнению, такое положение дел становится дополнительным препятствием на пути их экономического роста.
Разрабатываемая стратегия Европейской комиссии предусматривает возможность создания гигантских инфраструктурных систем, которые смогут перебрасывать газ и электричество из одного конца Европы в другой, а также ликвидировать так называемые энергоострова, вроде прибалтийских республик, чья энергосеть соединена с Россией, но ни с одной частью Европы.
По словам авторов «Уосс-Стрит Джорнел», выглядят глупостью разговоры о дешёвой энергии, когда в Европе одновременно существуют 28 министерств по энергетике, 28 регуляторов энергетического рынка, 28 национальных энергетических администраций.
Ранее европейская комиссия неоднократно предпринимала безуспешные попытки объединить все 28 энергорынков Европы. С этой целью в 2011 году вступило в силу новое европейское законодательство в сфере энергетики, так называемый «Третий энергопакет», но до сих пор цены и политика в каждой стране продолжают серьезно отличаться. Так, Франция связывает своё будущее с развитием атомной энергетики, а в соседней Германии она запрещена. Так что пока самое большее, на что способны договориться европейские страны — это среднесрочные меры, например, по поводу возможного перебоя в поставках этой зимой.
«Третий энергопакет» предполагает два ключевых положения. Во-первых, компании-поставщики газа не могут одновременно являться и собственниками трубопроводов. Во-вторых, доступ к этим трубопроводам должны иметь и сторонние, конкурирующие поставщики. «Южный поток», по мнению Еврокомиссии, не соответствует этим требованиям, поэтому европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер недавно выступил резко против него: «Еврокомиссия не может смириться с тем, что некоторые государства ЕС подписали с Россией соглашения о строительстве газопровода, в которых нарушается совместно принятое европейское право. Я призываю страны ЕС отложить проект до тех пор, пока он не будет соответствовать европейскому праву. Тот, кто продолжит предпринимать действия, должен будет считаться с последствиями».
Оба положения оспариваются российским «Газпромом», который добивается от ЕС для «Южного потока» исключения и просит рассматривать его просто как совокупность национальных проектов, что позволило бы избежать необходимости соответствовать требованиям «Третьего энергопакета».
Такие уступки ранее уже были сделаны в отношении европейского проекта «Набукко» (будущие поставки газа из Азербайджана в ЕС через Турцию), а также его предполагаемому продолжению через Болгарию, Румынию и Венгрию — «Набукко Уэст».
ЕС предполагает достигнуть первых соглашений по реформированию в октябре 2014 года, что, правда, считается слишком оптимистичным. Во многом повлияет ситуация на Украине. Как только конфликт с Газпромом о цене на газ будет исчерпан, желание реформировать энергорынок в ЕС может вновь испариться, как полагают западные эксперты.
Однако тема создания «Южного потока» всё активнее политизируется. Настроения и позиция ЕС могут значительно ужесточиться из-за всё более очевидной экспансии США на европейский энергорынок. На ухудшение условий для работы «Газпрома» в Европе влияет и то, что США ищут пути и способы для установления своего контроля над энергорынками Европы. Для этого США политическими и экономическими методами подрывают позиции ОАО «Газпром», в частности, в Европе. Как сказал Владимир Путин в Австрии, США делают всё, чтобы сорвать реализацию проекта «Южный поток» и самим поставлять газ в Европу.
Поэтому ситуация вокруг строительства «Южного потока» обострилась вполне предсказуемо.
Не случайно, сначала Болгария, а затем и Сербия заявили о приостановке работ по строительству газопровода «Южный поток» в своих странах. А ведь если Болгария выходит из проекта, «Южный поток» построен не будет. Это отражает позицию Европейского Союза, направленную против строительства «Южного потока», за которой явно просматриваются интересы США. Нельзя исключать, что строительство «Южного потока» может со временем стать объектом санкций со стороны США и Европейского Союза. Так, тендер на строительство участка газопровода в Болгарии со стороны России выиграл «Стройтрансгаз», принадлежащий Геннадию Тимченко. Тот был в числе первых включен в санкционный список США. Это как раз показательно свидетельствует о политических претензиях Запада.
Недавно премьер Украины Арсений Яценюк заявил о том, что из структуры «Нафтагаза» будет выведен газопровод и газовое хранилище, а эксплуатация и контроль за газотранспортной системой Украины будет осуществляться не только украинскими, но и европейскими и американскими компаниями.
Россия не хочет, чтобы газотранспортные системы Украины были в руках европейцев и американцев. А строительство «Южного потока» сможет ослабить контроль США за поставками российского газа в Европу.
Так что все основные события ещё впереди.
Но уже можно допустить, что к моменту завершения строительства «Южного потока» новые правила Евросоюза окончательно вступят в силу и поэтому для продолжения своей деятельности «Газпром» будет вынужден принять большинство условий, которые будут ему выдвинуты Западом. Например, придется в обязательном порядке предоставлять половину мощностей газопровода другим поставщикам газа. Да и вообще, «Газпрому» предстоит бороться за то, чтобы объёмы поставок российского газа в Европу сохранялись хотя бы на достигнутом уровне и не сокращались.
Если же в ближайшее время проблемы с транспортировкой российского газа через территорию Украины будут полностью урегулированы, то получится, что и «Южный поток», и «Северный поток» будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к транзиту через Украину. В таком случае, может оказаться, что расходы на строительство «Южного потока» будут окупаться ещё много лет. Это может стать дополнительной и потому непредвиденной нагрузкой на федеральный бюджет России.
В сегодняшней ситуации России необходимо развивать новые, в первую очередь, азиатские рынки сбыта газа.
Для этого, в том числе, следует увеличивать производство СПГ (сжиженного природного газа). Одним из новых гигантских потребителей российского газа вслед за Китаем может стать Индия.
Стало известно, что Индия намеревается договориться с Россией и Китаем о продлении газопровода «Сила Сибири» до своей границы. Новый премьер-министр Индии Нарендра Моди ставит целью расширение числа источников нефти и газа для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы в стране. В связи с этим индийская делегация в ходе следующего саммита БРИК, назначенного на июль 2014 года, намерена вынести на повестку дня вопрос о продлении нового газопровода. В случае осуществления подобного проекта «Сила Сибири» станет одним из самых длинных в мире газопроводов.
Однако газопровод в таком случае придётся прокладывать как в условиях высокогорья, так и политической и военной напряжённости во многих регионах. Это ставит под сомнение возможность обеспечения безопасности и бесперебойности поставок российского газа.
По моему мнению, сегодня нет перспектив создания трёхстороннего военно-политического и экономического союза между Россией, Китаем и Индией. Поэтому столь гигантский проект, как газопровод Сибирь-Китай-Индия, скорее всего, неосуществим.
Для Индии реальнее всего получать российский сжиженный газ (СПГ). Поэтому необходимо строить новые газоперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке и развивать строительство танкеров для транспортировки СПГ в Индию морским путём.