23 ноября, суббота

Арктику одевают в камуфляж

18 сентября 2014 / 19:52
военный обозреватель ТАСС

Россия объявила полярную шапку Земли «зоной мира», предложила другим государствам взаимовыгодное сотрудничество по освоению ее богатств. А пока она одевает Артику в защитный камуфляж.

В первых числах сентября на острове Врангеля, что расположен в Чукотском море, на нулевом меридиане, на стыке Восточного и Западного полушария, и на мысе Отто Шмидта, который омывается водами пролива Лонга того же Чукотского моря, началось строительство уникальных военных городков. Они получили название «Полярная звезда». Офицеры и контрактники там могут жить и работать, проводить контроль за воздушной и надводной обстановкой, за ситуацией на Северном морском пути, даже не выходя на улицу. Такой же городок строится западнее этого места, на границе моря Лаптевых и Восточно-сибирского моря, на острове Котельный, самого крупного в архипелаге Новосибирские острова.

Там к тому же восстанавливается и модернизируется военный аэродром «Темп», на который высадились российские военнослужащие полтора года тому назад. Он модернизируется с применением новых технологий, что даст возможность использовать круглый год и в любых погодных условиях транспортные самолеты Ан-26, Ан-72, Ан-74, а в перспективе Ил-76 и даже Ан-124 «Антей». Об этом на недавнем совещании в Ситуационном центре Минобороны России заявил первый заместитель главы военного ведомства генерал армии Аркадий Бахин. И если военно-транспортными самолетами на остров Врангеля уже доставлены блоки-модули, из которых будет составлен очень комфортный для Заполярья со всем необходимым для нормальной жизни и службы городок, похожий сверху на пятиконечную звезду, то к острову Котельный из Североморска Мурманской области пришел по Северному морскому пути целый караван кораблей и судов со всей необходимой для дополнительного обустройства аэродрома и военного городка техникой и аппаратурой.

В составе каравана большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», большие десантные корабли «Георгий Победоносец» и «Кондопога», танкер «Сергей Осипов», спасательный буксир «Памир» и килекторное судно Балтийского флота «Александр Пушкин». На отдельных участках маршрута, где скапливаются наиболее обширные ледяные поля, группировку сопровождали постоянно дежурящие в регионе атомные ледоколы корпорации «Росатом».

«Главная цель очередного похода отряда кораблей Северного флота в Арктику, — заявил командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев, — доставить личный состав, технику и имущество тактической группы флота, которая с нынешнего года будет нести службу на Новосибирских островах на постоянной основе».

Адмирал подчеркнул, что обеспечение максимально безопасных условий плавания в сложных с точки зрения навигационной обстановки арктических районах переход отряда кораблей организован с учетом особенностей гидрометеоусловий и постоянного мониторинга ледовой обстановки, к которому привлечены самолеты и вертолеты морской авиации Северного флота.

Если вспомнить, что этот поход кораблей и судов Северного флота к Новосибирским островам уже третий с 2012 года, а министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу говорил, что отечественные военные гарнизоны будут также размещены на Земле Франца-Иосифа и усилены на архипелаге Новая Земля, то возникает ощущение, что в северных широтах планеты Россия готовится к войне. Но это, конечно же, далеко не так. Хотя присутствие российских военных или, как их теперь принято называть, «вежливых людей» в Арктике имеет под собой глубокий геополитический смысл. А также экономические и оборонные основания.

«Мы пришли туда (в Арктику — авт.) или, точнее, возвратились навсегда, потому что это исконно русская земля и те задачи, которые сегодня выполняют корабли СФ, это первая составная часть тех задач, которые поставлены президентом РФ и министром обороны по развитию и совершенствованию всей трассы Северного морского пути и прилегающей к нему Арктической зоны», — заявил ТАСС генерал армии Аркадий Бахин. «Задач очень много, они сложные и трудные, но мы их непременно выполним, для этого у нас все есть, и, прежде всего, подготовленные специалисты, которые будут выполнять все эти работы», — заверил первый заместитель министра обороны.

Напомним, в декабре минувшего года вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что за Арктику «разворачивается серьезная битва», однако она пока не выходит за рамки виртуальной, хотя «игроки настроены серьезно».

Известно, что на севере нашей страны добывается более 80% российского газа и свыше 90% никеля и кобальта. Эта территория обеспечивает формирование 12−15% валового внутреннего продукта и около четверти российского экспорта. По последним научным исследованиям стало ясно, что под полярной шапкой Земли, в недрах подводных хребтов Ломоносова и Менделеева содержится до 12% всех мировых запасов нефти. Это больше, чем в районе Персидского залива. А международно-правовой статус арктических пространств до сих пор не определен. И за эти богатства идет спор между США, Канадой, Россией, Данией, Исландией и Норвегией, чьи берега омываются морями Северного Ледовитого океана.

К тому же на эти запасы претендуют и страны, которые с океаном не граничат. Например, Финляндия и даже Китай, Япония, Южная Корея, Бразилия и Индия. России необходимо защищать свою двухсотмильную экономическую зону в этом регионе. А как это сделать, если там до последнего времени практически не было российских войск. Только гарнизоны на западе страны, на Кольском полуострове, небольшой отряд ученых и испытателей на ядерном полигоне Новой Земли, в Воркуте — пограничники и крохотный гарнизон войск Воздушно-космической обороны, их подразделения Контроля космического пространства. А до самой Чукотки, на протяжении почти двадцати тысяч километров никого. Только отдельные гидрометеорологические посты.

Прибавьте сюда потепление климата, таяние льдов в Арктике, возможность резкого сокращения пути из азиатских портов в Европу (вместо того, чтобы идти чуть ли не месяц, к примеру, из Иокогамы в Амстердам через Тихий, Индийский Суэцкий канал, Средиземное море и Атлантический океан, маршрут через Северный морской путь составляет всего две недели), а также перспективы добычи нефти, — все это создает повышенный интерес к полузабытой ранее территории. Кто ее контролирует, тот и получает за это соответствующие дивиденды.

И возникает очевидный практический вопрос: почему Россия должна кому-то уступать или с кем-то делить свои естественные географические преимущества?! Фактически свои территориальные воды.

Президент Владимир Путин, выступая не так давно на молодежном форуме «Селигер», заявил, что Россия будет возрождать военную и инфраструктуру МЧС в Арктике не для того, чтобы с кем-то там воевать и конфронтировать, а, в том числе, потому, что России нужно обеспечить безопасность прохождения конвоев из транспортных судов по Северному морскому пути.

Но есть и еще один очень серьезный военно-стратегический аспект. Сегодня, когда обострились отношения между США, НАТО и Россией, когда Вашингтон размещает свои военные базы и элементы ПРО на границах нашей страны, а его корабли, вооруженные системами противоракетной обороны Aegis с ракетами-перехватчиками SM-3, регулярно появляются в Черном и Балтийском морях, угрожая нивелировать отечественный контрсиловой стратегический потенциал, расположенный в европейской части страны, вопросы безопасности России становятся все актуальнее. Не исключено, что вскоре такие корабли США и НАТО, если этому не воспрепятствовать, могут появиться и в морях Северного Ледовитого океана, угрожая отечественным стратегическим ракетным комплексам, дислоцированным на Урале и в Сибири. Под ледяной шапкой Северного полюса вдруг окажутся американские стратегические и многоцелевые атомные подводные лодки. Они и так беспокоят наших моряков в Норвежском и Баренцевом морях. Не хватало их обнаружить еще и у Земли Франца-Иосифа.

Канада, например, уже начала проводить полеты беспилотников над своими полярными регионами, примыкающими к российской арктической зоне. Растет здесь и число военных учений с участием иностранных государств. При этом нынешняя активность США, Канады и Дании даже превышает уровень их активности в годы холодной войны. Копенгаген, например, увеличил в два раза территорию, на которую он претендует у полярной шапки Земли.

Арктические государства ускоренными темпами модернизируют собственные вооруженные силы, в том числе с учетом возможного решения задач за Полярным кругом.

Ситуацию осложняет, как мы уже упоминали, отсутствие действенных международных режимов безопасности в Арктике, а также все более активное поведение внерегиональных государств, которые будут поддерживать тех игроков, которые предложат им наилучшие условия участия в арктических проектах. В том числе и без присутствия России.

И для того, чтобы этого не произошло, Россия собирается создать за 70-й параллелью новое стратегическое объединение «Север», в которое войдут Северный флот и усиленные гарнизоны Западного, Центрального и Восточного военного округа, расположенные на данной территории или рядом с ней. А на острове Врангеля, на Котельничем, на архипелаге Новая Земля, на Земле Франца-Иосифа появятся новые отечественные военные поселения. Будут отремонтированы причалы, установлены новые маяки, радиолокационные станции, системы навигации, гидро- и метеонаблюдений, а также комплексы ПВО и береговой обороны. Вместе со всем этим отремонтированы и модернизированы заброшенные в начале девяностых годов прошлого века аэродромы в Тикси, Воркуте, Анадыре и на мысе Шмидта.

Россия объявила полярную шапку Земли «зоной мира», предложила другим государствам взаимовыгодное сотрудничество по освоению ее богатств. А пока она одевает Артику в защитный камуфляж, подчеркивает свои права на собственный участок этого региона планеты. Партнерам протягивает руку, конкурентов предупреждает о необходимости тщательного соблюдения международных норм и правил поведения. В нынешнем сложном мире иначе никак не получается.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также