12 октября, суббота

Агропром: стратегия и тактика

09 января 2014 / 19:11
экономический аналитик

Ограничения импорта продовольствия в Россию, вызванные западными санкциями, вновь разожгли дискуссии в обществе и среди специалистов о положении и будущем сельской России.

Считается, что с советских времён наше сельское хозяйство находится в отсталом состоянии. Отчасти в этом есть вина мирового прогресса, точнее, стремительной урбанизации. Она привела к глобальной экономической и социальной отсталости сельских регионов, населения сёл и деревень повсеместно в мире. О чём говорить, если в чёрной Африке, традиционно воспринимаемой в мире как гигантские джунгли, темпы роста доли городского населения являются самыми быстрыми в мире! К тому же, в России пока не преодолены последствия умышленного разорения деревень, принесённых в жертву политике стремительной индустриализации СССР, начиная с 20-х годов ХХ века.

Ограничения импорта продовольствия в Россию, вызванные западными санкциями, вновь разожгли дискуссии в обществе и среди специалистов о положении и будущем сельской России. Пока главной темой этих дискуссий является выбор государственной тактики в сфере АПК. Хотя и признаётся, что нужны изменения на уровне стратегии развития национального агропрома, однако они пока не удостоились ни детального анализа специалистов, ни указаний со стороны руководства России. По этой причине мы постараемся сами внести наши предложения по данной теме.

Безусловно, самым главным стимулом для коррекции стратегического плана развития отрасли является требование продовольственной безопасности страны.

В феврале 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал новую Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, которая предусматривала, что отечественные производители должны обеспечивать 85% необходимого стране продовольствия. Согласно директивным параметрам, в России должно производиться не менее 95% потребляемой молочной продукции, 95% - зерна, 85% - мяса, 80% - рыбы.

Оказывается, к настоящему времени эти показатели пока не достигнуты. Из-под действия ответных продовольственных санкций правительство вывело мальков лосося и форели, семенной картофель и витамины, лук-севок, сахарную гибридную кукурузу и горох для посева, а также безлактозное молоко и молочную продукцию. Как показали эти действия правительства, во-первых, Россия пока не может полностью отказаться от закупок импортной сельскохозяйственной продукции. Во-вторых, стало очевидно, что ответственные лица в правительстве России плохо владеют ситуацией в АПК.

Без сомнения, в настоящее время проблема национальной продовольственной безопасности не решена. Это лишний раз подтвердило введение западных санкций. В связи с этим, положение представляется крайне серьёзным. Полагаю необоснованными надежды многих политиков и ряда специалистов на то, что отечественные сельхозпроизводители от западных санкций останутся только в плюсе, поскольку, якобы, лишь импорт продовольствия был своеобразным тормозом для развития нашего сельского хозяйства. Считаю столь же оторванными от реальности и надежды на то, что теперь осталось просто подождать того, что, помимо расширения рынка отечественного сельхозпроизводства, в России возникнут новые рабочие места, а полное импортозамещение будет достигнуто через год или два.

Проблемы АПК России имеют принципиальный характер и не могут быть решены без принятия директивных мер.

По моему мнению, всё говорит о том, что в России назрело массированное и широкомасштабное государственное регулирование экономики агропромышленного сектора.

Полагаю, что основной целью должно стать то, чтобы деятельность в сфере сельского хозяйства стала экономически эффективной на основе тесной её связи с остальными секторами экономики. Очевидно, что пришло время приступить к разработке новой экономической модели России, составным и важнейшим элементом которой, наряду с промышленностью, наукой и демографией, будет являться сфера АПК.

Для этого на правительственном уровне необходимо оперативно разработать программу восстановления и развития сельского хозяйства. Уже сейчас можно предложить некоторые разделы этой программы, например, необходимость сформулировать агропромышленную политику России с учётом сегодняшних тенденций в мировой геополитике и экономике; определить эффективную долю импортозамещения продовольствия; предусмотреть уровень поддержки со стороны государства и конкретные мероприятия для этого; пересмотреть систему и механизмы управления АПК; запланировать обновление промышленно-производственной базы и оборудования АПК; пути снижения рисков от членства в ВТО и максимально эффективное использование преимуществ от ВТО; сформулировать социальную политику в сфере АПК и т. д.

Предварительно необходимо будет провести своего рода аудит — как финансовый, так и технологический — АПК России.

Это позволит определить соответствие текущего состояния АПК передовым показателям и задаст целевые показатели его развития.

Хотелось бы обратить внимание на ряд принципиальных положений. Так, при всём своём огромном потенциале, российский АПК будет способен эффективно развиваться лишь при активном участии России в мировом рынке сельхозпродукции и на основе только её полной промышленной переработки.

Без сомнения, АПК России отчаянно нуждается в господдержке, включая гарантированный госзаказ на закупки продукции урожаев будущих лет.

Никакие планы не будут успешно реализованы в сфере АПК до тех пор, пока в нём не будут в значительной степени внедрены и затем защищены демократические экономические отношения. Необходимо убрать все бюрократические запреты и диктат перекупщиков (посредников) и позволить в итоге непосредственно производителям сельхозпродукции выходить самостоятельно на рынки страны.

Для этого придётся подавить коррупцию в сфере агропромышленного комплекса страны, что станет исторической победой российского сельского хозяйства и российского государства.

Необходимо способствовать тому, чтобы предприятия АПК в итоге стали активными и полноправными участниками финансовых рынков и рынков денежного заимствования. Постепенное включение ценных бумаг предприятий АПК в листинг российских бирж даст возможность привлечь инвесторов к участию в деятельности АПК России и добиться контроля со стороны рынка соблюдения рыночных отношений в сфере АПК.

Следует помнить, что любая производственная деятельность неотделима от социальной политики. Поэтому успешное развитие АПК неотделимо от развития социальной среды и социальных отношений в сельских регионах и невозможно без этого. Однако, это — застарелая проблема, с которой не смогла справиться советская власть, разрушившая российскую деревню, плюс негативные последствия урбанизации, которые на современном этапе цивилизации нейтрализовать пока не удаётся. Необходимо стимулировать миграционные процессы из уже переполненных городов в современные и комфортные центры АПК, расположенные в сельской местности. Необходимо также через программы развития подсобного хозяйства способствовать привлечению городских пенсионеров к деятельности в сфере АПК. Не секрет, что жители многих даже региональных областных центров имеют приусадебные участки, на которых выращивают продовольствие (овощи, фрукты, ягоды, зелень) для своего личного потребления и отчасти — для продажи.

В условиях современной экономической модели предлагаемые сегодня ограничения на рост цен на продукты питания будут иметь только негативный результат, например, увеличивая дефицит продовольствия в магазинах.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также