Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин о том, почему Филиппины стали для США камнем преткновения.
Пока США рассказывают всему миру о том, какой плохой Путин, Юго-Восточная Азия замерла в ожидании решающего столкновения за влияние в регионе между США и Китаем. Поле боя — очевидно, Филиппины.
В Америке США показывают, что у них еще есть порох в пороховницах. В Венесуэле хаос, в Бразилии свергнут антиамериканский президент, в Аргентине у власти в прошлом году пришел проамериканский политик Маурисио Макри. Правда, специалисты указывают на то, что в Бразилии клика, свергнувшая Дилму Руфус может рухнуть в любой момент, да и режим Макри шатается. На этом фоне события на Филиппинах стыдливо умалчиваются американским политикумом. На слуху лишь дерзкие заявления нового президента Родриго Дутерте о собачьих детях и обезьянах.
Тем не менее, именно на Филиппинах сейчас разгорается пламя освобождения от американской гегемонии в Юго-Восточной Азии. Исторически это государство имело самые тесные связи с США, и выполняли волю Белого Дома в ходе всех конфликтов в регионе. Филиппины приютили после Второй мировой войны в соответствии с договором с Вашингтоном 23 военных базы, занимавших территорию в 2% от общей площади этого государства. Среди них наиболее известные авиабаза Кларк в 80 км от Манилы и база ВМС США Субик-бен. На сегодня у США 5 баз на Филиппинах. Но реально Пентагон может лишиться их уже в ближайшее время.
Избранный летом текущего года президентом Родриго Дутерте занял по отношению к США довольно таки непримиримую позицию и обещает выгнать американских военных с островов в течение двух лет. Основания для этого имеются — считается, что как раз США поддерживают поставки на Филиппины наркотиков. Именно Вашингтон выступил резким критиком усилий Дутерте по борьбе с наркоманией. Пентагон также отказался продавать режиму Дутерте летальное оружие. Риторика Белого дома все больше и больше ужесточается.
На этом фоне президент Филиппин наносит визит в Китай. А ведь, именно китайской угрозой американцы долгое время пугали филиппинцев. Пекин и Манила являются участниками территориального спора вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море. Помимо них вовлечены также Малайзия, Бруней. Вьетнам и Тайвань. По сути на 40 островах Стратли находится такое же число гарнизонов различных государств. Там же часты конфликтные ситуации. В ходе одной из них в конце 2012 года филиппинский патруль столкнулся с китайскими рыбаками, но арестовать их не смог — вмешались китайские пограничники. После этого Филиппины направили жалобу в Гаагу, и третейский суд в Гааге постановил в июле 2016 года считать, что у Китая нет прав на острова.
Пекин, безусловно, сообщил, что плевать хотел на решения каких-то там гаагских трибуналов. И подготовился к негативному для себя решению знатно — он контролирует сейчас практически всю акваторию. Ведет гидроразведку, проектировку и подготовку к добыче нефти и газа. Там же сконцентрированы значительная часть подразделений вооруженных сил Китая. Значение островов Спратли нельзя переоценить — через них проходит почти 80% поставок грузов энергоресурсов в Китай, и почти 40% всего азиатского торгового потока. Таким образом, пытаясь выкинуть КНР из акватории, предыдущий глава Филиппин, подзуживаемый США, сослужил стране плохую службу, поставив ее на грань войны с Китаем.
Дутерте был не в восторге от такого решения. И официальный государственный визит Родриго Дутерте в Китай стал символом разрядки во взаимоотношениях между двумя странами — подписаны 13 межгосударственных соглашений, прошли встречи на высшем уровне, а для повернутого на церемониях Китая все эти нюансы очень важны. Сам глава филиппинского государства заявил: «Я объявляю об отделении от Соединенных Штатов. Я изменил позицию в направлении вашего идеологического течения и, возможно, тоже поеду в Россию, чтобы поговорить с Путиным и сказать ему, что сейчас мы трое против остального мира — Китай, Филиппины и Россия».
После того, как США отказались продать на острова 26 тысяч штурмовых винтовок, раздраженный Дутерте вновь обратился к вопросу о необходимости смены направления внешнеполитического курса, указав на то, что и Москва и Пекин готовы торговать и договариваться с Манилой: «Россия сделала нам предложение. Китай тоже. Китай открыт — все, что пожелаете. Они прислали мне брошюру, сказав: «Выбирайте, мы вам предоставим», — сказал Дутерте.
Что происходит? На фоне избирательной кампании в США два государства, которых Вашингтон в течение более, чем 70 лет стравливал между собой, и делал заложниками своих амбиций, решили продемонстрировать солидарный вызов американской гегемонии. Для этого они договорились об улаживании взаимоотношений по самому животрепещущему вопросу. Объявили зону островов Спратли своей приоритетной зоной внимания, снизили там накал противостояния и обеспечили Китаю некоторую уверенность в том, что он контролирует морские пути доставки энергоносителей.
Сам Китай вот уже несколько лет демонстративно игнорирует требования американской администрации укрепить юань. Более того, с февраля 2014 года юань девальвировался по отношению к доллару с 6 до 6,8 юаней за доллар. Так КНР поддерживает свой экспорт. Более того, за год с августа по сентябрь Китай сократил накопленный объем американских облигаций с 1,27 трлн долларов США до 1,18 трл долларов. То есть, за год минус 100 миллиардов долларов. США, скрипя зубами, вынуждены терпеть все эти выходки Пекина.
Сейчас же, на фоне избирательной кампании, у КНР и Филиппин появился шанс провернуть сделку века по быстрому, пока никто не спохватился. В процессе пересменок администраций в Белом доме им всем будет не до Китая и Филиппин. Тем более, что американский политический бомонд добровольно оболванивает сам себя и все американское общество страшилками про Россию. Больше одного врага создавать американцы не умеют, так что, сделать пугало параллельно и из Москвы, и из Манилы, и из Пекина не смогут. Именно поэтому темы китайских ЗВР, объема гособлигаций США на балансе у Поднебесной, равно как и угрозу Дутерте вышвырнуть американцев из баз на землях Филиппин, в Вашингтоне игнорируют. А концентрируются на довольно бредовых фейковых обвинениях в адрес Кремля в том, что по его указанию, дескать, взломали чью-то электронную почту.
Впрочем, не стоит думать, что в Вашингтоне не видят угрозы. Дутерте сегодня почти как Кастро 60 лет назад. Он — прямая угроза американскому могуществу. А как в США привыкли разбираться с неугодными, мы все прекрасно знаем. Когда Акаев и Шеварднадзе стали неугодными для американских властей — их тут же свергли молодые и голодные шакалы. Нечто подобное может произойти и в Филиппинах, где, с одной стороны, очень сильны позиции US AID, а с другой — ЦРУ. Так что и снайперская пуля, и гражданское неповиновение — это то, что реально угрожает Дутерте в самом ближайшем будущем. В Пекине должны это прекрасно понимать, так же как видеть и то, что Филиппины являются для них сейчас лакмусовой бумажкой. Если китайцы смогут отстоять своего новообретенного друга — вся Юго-Восточная Азия отвернется от США. Если нет, то Поднебесной придется отступить, затаиться и ждать своего часа еще лет 10.
А где же здесь Россия? Россия тут на десятом или даже на двадцатом месте. Имиджем нашего государства, активно выступающего против американского превосходства просто воспользовались, чтобы в очередной раз продемонстрировать Вашингтону, что на нем свет клином не сошелся. Хорошо это для нас или плохо? Скорее, никак.