Мои дорогие Полина, Кирилл, Аня, Маша, Света, Андрей, Сережа, Саша, Петя, Настя, Вика… И еще почти двести детей, которых я учил в этом году – и почти тысячу, которых учил за эти три года.
Я всегда старался не смешивать свою профессорскую работу и свою работу инженером социальных коммуникаций. Мы с вами на лекциях и семинарах много говорили о политике, в том числе о политике в России, но вы знаете и помните, что я говорил об этом как ремесле, специальности, умении и навыках. Мы не обсуждали ваши и мои политические взгляды – это оставалось всегда за скобками наших диалогов.
Наш с вами общий университет – это дом знаний, которое и де-юре (по уставу) и практически находится вне политики. Цель и смысл работы национального исследовательского университета – «Высшей школы экономики» – обучение, исследовательская деятельность, работа над методиками преподавания актуальных и новых дисциплин, организация научного процесса в широком смысле.
Политическая деятельность не применима и не допустима в его стенах, ни в контексте образовательной деятельности, ни как отражение той роли общественно значимого института, которую играет ВШЭ. Иначе мы быстро и почти незаметно сотрем его исследовательский и экспертный статус.
Вместе с тем, мальчики и девочки, давайте по-честному договоримся, что личная гражданская или политическая позиция всегда остается личной. Прикрываться причастностью к ВШЭ, а тем более требовать какой-то особой «солидарности» - просто нечестно. Нас в ВШЭ пятьдесят тысяч, преподавателей и студентов. На митинги ходят десятки, может быть, сотни. Это ваше право, но это не делает вас какими-то особыми. Вы не лучше и не хуже тех десятков тысяч, кто не митинги не пошел.
Это ваше политическое решение, это ваш выбор. Это ваша личная политическая игра. Вы в ней делаете личные политические шаги. Вышка не навязывала вам стандарты политического поведения – тогда и не надо в ней искать политического (sic!) союзника.
Несомненно, что каждый учащийся или сотрудник ВШЭ имеет личные политические убеждения, гражданскую позицию по отношению к различным вопросам внутренней политики и общественного устройства современной России. И мы не просто имеем право, но и обязаны – как граждане с активной позицией – эти взгляды заявлять и отстаивать.
Вот чего точно не нужно, и с чем я лично как профессор и ваш педагог буду непримиримо бороться – это с попытками делить вышкинцев на «своих» и «чужих». На правильных и не правильных. Вам не навязывают единую идеологию – но и вы тогда не вешайте ярлыки.
Мы очень разные, наши взгляды и позиции очень разные, и не дело пытаться их маркировать именем университета. Наши знания, квалификация, навыки, практики и опыт -то, что мы, профессора и преподаватели, даем вам в Вышке, а вы берете (надеюсь) это от нас. Наша и ваша политическая позиция – это ваш и только ваш личный выбор. Равно это же относится и к нам, вашим профессорами и преподавателям.
Сразу хочу подчеркнуть, что никакие политические и гражданские воззрения не могут служить основанием для оценки качества полученных и усвоенных студентами знаний или научного вклада тех, кто трудится в стенах ВШЭ. Равно как и основанием для официальных дисциплинарных взысканий. Я, профессор ВШЭ Шпунт Александр Владимирович, своим публичным именем заявляю, что такого никогда не было с моими студентами и я уверен, что от меня никогда и ни при каких обстоятельствах не потребуют подобных шагов. Просто потому, что я знаю Сережу, Андрея, Ярослава, Евгения Григорьевича и понимаю, что такой просьбы от них не будет никогда под этим солнцем.
Если ваши личные гражданские права окажутся нарушены в связи с тем, что вы заявили свою политическую позицию – вы можете быть уверены и твердо рассчитывать, что ваши преподаватели и профессора не останутся в стороне. У нас есть мощные, возможно, самые сильные в стране юридические кадры. У университета есть возможность подключить «под свое имя» очень, очень авторитетных адвокатов – но все это, разумеется, в том случае, если ваши права действительно были нарушены. Это никакая не благотворительность – мы, ваши преподаватели, напрямую заинтересованы в том, чтобы вы были привилегированным, защищенным с правовой точки зрения отрядом граждански активной молодежи. Если вы хорошо изучили мои лекции и семинары – сами быстро поймете, почему нам это нужно.
Стучитесь, пишите, мы очень рядом с вами
Вот только как только вы выбираете формой защиты себя или кого-то из друзей запрещенный пикет или митинг – вы сразу выбиваете у нас из рук любые инструменты им помочь. Вышка все равно в стороне не останется, но так, на фоне запрещенных уличных акций, нам будет в сто раз сложнее.
Незаконная, противоправная сторона – глупый, неэффективный выбор. Потому что вы глупо будете тратить в пустоту свой политический потенциал, а, если крепко загремите – и личностный тоже. И мой труд, труд моих коллег, которые вас учили, окажется как минимум отложен на несколько ваших невеселых лет.
А я бы желал вам другого. Чтобы уже завтра, не фигурально, а реально завтра вы начали менять нашу политическую систему к лучшему. Из оппозиции? Да и ладно. Ваш выбор. Сказал же – не навязываем.
Но не из тюрьмы, сев за уголовное преступление. Это – не подвиг. Это отстой. Ваше имя через день забудут те, кто так храбро профессионально звал вас сегодня на баррикады. Оставайтесь с нами – нам еще многое что есть вам объяснить и рассказать.