14 октября, понедельник

Генералы всегда готовятся к прошлой войне

22 мая 2020 / 17:11
Член Общественной палаты города Москвы

Уинстон Черчилль сказал: «Генералы всегда готовятся к прошлой войне». Талейран говорил: «Война – слишком серьезная вещь, чтобы доверить ее генералам». Сегодня это мы можем сказать о развитии нашей системы образования.

Похоже, что движение уже пошло не в том направлении, далеко не так, как нужно обществу, нужно будущей России. Фанфары звучат: «У нас прекрасные формализованные системы контроля качества образования, внедряются новые технологии, происходит цифровизация образования, совершенствуется дистанционное обучение, повышается конвертируемость образования в рамках болонской системы на основе международной кооперации, идут мудрые реформы по оптимизации и модернизации управления образованием и прочее, и прочее». За этим самовосхвалением не видно главного - представления о направлении изменений содержании образования, которое будет востребовано завтра.

Чтобы разрабатывать стратегию идейных, сущностных, глубоких, а не поверхностных, технического и управленческого характера реформ, для определения направлений развития системы образования, надо отчетливо видеть перспективу лет на 30 вперед, что сегодня практически нереально.

Сто лет тому назад было просто – преимущественно аграрная страна становилась аграрно-индустриальной, переход занял около 30 лет. В 1930 – 1960 годах стране нужны были рабочие, техники, инженеры, конструкторы и ученые, под эту задачу и была создана прославленная «советская политехническая школа». Но в 70-х годах инженеров стало так много, что именно из выпускников технических вузов набирались управленцы, чиновники и простые служащие, которые не имели представления об экономике и праве, но еще помнили институтские курсы сопромата и матанализа.

В 80-х годах заговорили о постиндустриальном обществе, и вскоре появились сотни тысяч программистов, юристов, менеджеров, экономистов и политологов, правда, не всегда качественных. Из них пополнялись ряды новых чиновников, офисных работников и разных «белых воротничков». Однако, во время новых перемен «горизонт событий» приблизился, все ускорилось, он уже не составил не 30, а лишь около 20 лет. Сегодня офисы и конторы заполнены, что дальше? Система образования только набрала обороты по производству постиндустриального «офисного планктона», а он может уже через 10 – 15 лет стать ненужным, пополнить армию безработных.

Стало нормальным явлением - таксист с высшим юридическим образованием или философ за барной стойкой. А кто будет нужен через 20 лет? Это стало не вполне ясным, «горизонт событий» приблизился, навалился, составляет уже значительно менее 20 лет, а далее все скрыто в тумане. Где узнать? Спросить у бизнеса? Там вообще предвидение ограничено несколькими годами. Так, сегодня бизнесом востребованы бухгалтеры, а прогнозисты говорят, что через 20 лет эта специальность будет не нужна.

Грядет новая информационная трансформация общества, а система образования России к этому очевидно не готова. Изменится вся структура занятости, более того, все общество, а вместе с этим и требования к людям науки, промышленности, сферы услуг, государственного и муниципального управления. Потребуются люди, обладающие фундаментальными знаниями, аналитическими способностями и высокими адаптивными возможностями, способные переучиваться на ходу, видеть объективные тенденции, осознавать реальные возможности, работать с информационными массивами и встраиваться в новые формы деятельности.

В ответ на уже чувствующиеся многими вызовы будущего времени в системе образования бурлят на новый лад старые дрожжи, изображая при этом нечто новое, передовое, актуальное. Как заклинания звучат модные слова, например, про «цифровизацию образования».

А что на деле? Система формального тестирования, укладывающая все образование в прокрустово ложе механического заучивания, возвращающая процесс обучения к начетничеству и зубрежке, от которого уходили еще в XIX столетии. Потеря навыков к самостоятельной аналитической работе в старших классах. Снижение творческого потенциала учащихся и учителей. Инфляция человеческого капитала в образовании, идущая с нарастающей скоростью. Неготовность к жизни выпускников школ, колледжей и вузов в неведомом будущем, дезадаптация, иллюзии, несамостоятельность.

Мы получаем «в среднем на круг» на выходе из школы после успешной сдачи тестов ЕГЭ для поступления в вуз: молодые люди «нафаршированы» различными сведениями, которые можно получить в любую секунду из сетевых ресурсов, слабо развито умение их анализировать, низкий уровень фундаментальной и общетеоретической подготовки, примитивный прагматизм, сниженный творческий потенциал, при этом оттесненный в сферу хобби и развлечений, большие запросы и слабое уменье их реализовать (приятные исключения своим неожиданным блеском только подтверждают эту общую сумрачную тенденцию). Даже для общества сегодняшнего дня - продукт далеко не эксклюзивный, тем более, для будущего мира, в которым предстоит жить. Мира туманного и опасного будущего: суперкомпьютеров, всеобъемлющих систем слежения, скоростных сетей, искусственного интеллекта и роботов, вытесняющих человека из сферы экономики, управления и регулирования, оставляющих при этом безработными не только «офисный планктон», но и «белых воротничков» среднего звена, наносящего тяжелейший удар по всему среднему классу эпохи уходящего постиндустриального мира. Кого же мы готовим сегодня? Будущих безработных? Слесарей-юристов, политологов-официантов, экскурсоводов-экономистов, менеджеров-уборщиков и программистов-разносчиков пиццы?

С «мыслящими машинами» будущего может конкурировать или низкооплачиваемый работник, труд которого дешевле чем использование машины, «пролетарий завтрашнего дня», или человек с высоким творческим, аналитическим, гибким, ясным, фундаментально выстроенным умом. Машина бессильна перед человеческим мозгом в том случае, если человек сам не превращает свой мозг в слабое подобие машины.

Можно видеть, что тот результат, который мы получили за десять лет реформы образования, уже является «живым анахронизмом» малопригодным для будущего. Это будущее прогнозировать пытаются многие умы, но, мягко говоря, с переменным успехом. А в неопределенной подвижной и текучей ситуации формально обученный, набитый сведениями, практичный, линейно мыслящий, дисциплинированный мозг проигрывает фундаментально образованному, гибкому, ищущему, аналитическому и творческому уму во всех оставленных человеку в новом информационном обществе высоких сферах, предоставляя возможность нетворческому негибкому человеку конкурировать с искусственным интеллектом с неизбежно отрицательным для человека результатом.

Вот тут-то и возникает вопрос, как же быть с тестированием, оценками качества образования, подготовкой к ЕГЭ, ведь система выстроена? Ей недовольны почти все, конечно, кроме группы чиновников, пребывающих в перманентном административном восторге, улыбчивых экспертов и ловких бизнесменов от образования, но теперь куда деться?

Да, тут уж придется идти по пути третьего закона Гегеля – отрицание отрицания. Человека может оценивать только человек в личном общении, если человека оценивает машина на основе тестов, то эта оценка несовершенна, по меньшей мере. Было время ЕГЭ, его внедрение позволило изменить систему под «современный мир», вот только к моменту отладки «современный мир», оказался несовременным, стал уходить в прошлое, новый мир стоит на пороге. Настало время отказаться от системы тестирования, вернуться к на новом уровне к устным испытаниям, к личному многогранному общению учеников с преподавателями, к творческому процессу обучения, к отказу от сугубо формальных критериев и оценок качества образования, от постоянного неусыпного контроля чиновников. Иначе наша «современная и совершенная» система методик, тестов и оценок загубит будущее страны. Бюрократию и формализм, тем более, в электронном, цифровом и дистанционном виде, этого «динозавра в современном одеянии», необходимо вытеснить из отечественного образования. Конечно, все полезное, что было наработано, сохранить, революций «до основания и затем» не надо.

Образование должно быть фундаментальным, не перегруженным «выписками для заучивания» из бесчисленных общедоступных справочных материалов, нацеленное на самостоятельный поиск необходимых сведений и их объективную оценку, на анализ, синтез и творчество, на личностную и свободную передачу знаний от «человека к человеку» в режиме «глаза в глаза».

Теперь о генералах. «Генералах от образования». Все именно так, как говорил Черчилль. Они создают системы подготовки учеников и студентов к жизни в мире уходящем, в том мире, в котором учащиеся уже жить не будут. Такое у «генералов» понимание, ведь сами они – люди вчерашнего дня, они и готовят учеников к жизни в мире сегодняшнем, но не к жизни в мире завтрашнем. Кавалерист на танке – еще не танкист, специалист в области войны позиционной беспомощен в войне мобильной. Нам это знание дорого обошлось когда-то в начале Великой Отечественной войны. Именно поэтому прав был Талейран. Перефразируя его: «Образование – слишком серьезное дело, чтобы доверить его генералам от образования». Образование – это наше будущее, а наше будущее принадлежит всему народу. Проблемы образования должны решаться на самом высшем уровне политики и власти. Зачем «пахать как раб на галере», если следующее поколение все растратит и упустит?

Несмотря на эпидемию, сегодня много говорят о преемственности и переходе власти, о президенте Владимире Путине, о конституционных поправках и всем прочем, что важно для нашего будущего. А наше будущее находится в руках школьного учителя, преподавателя колледжа и вуза! Надо просто расчистить новый, быстро накопившийся за десять лет слой мертвящей рутины, развернуться «в диалектической спирали» к прежним подходам на новом уровне, уходить от формализма - к творчеству, от заучивания - к анализу, от пассивного восприятия - к активному поиску, от безличного тестирования - к личным контактам, от всего негибкого, нетворческого, косного, что несет в себе нынешнее состояние дел в системе образования.

Это - государственная задача, задача политическая, стратегическая, жизненно важная, и решаться она должна за пределами системы образования. Генералы выполняют команды, а не принимают решения. Система не реформируется изнутри, а только извне. И реформы необходимы уже сейчас, иначе слишком велики будут диспропорции и дефекты, вызванные гипертрофией формальной системы испытаний, контроля, учета, слежения и подавления инициативы в сфере образования, ведущей нас объективно в сторону ее деградации. Медлить нельзя.


тэги
читайте также