21 ноября, четверг

Ученые из ВШЭ: Заразен не только СПИД, но и его отрицание

14 июля 2017 / 11:28

Движение СПИД-диссидентов — людей, отрицающих реальность ВИЧ и СПИДа, давно известно в мире. Однако в России исследования на эту тему начали проводить относительно недавно. Ученые из НИУ ВШЭ изучили структуру сетевого сообщества СПИД-диссидентов и выяснили, как распространяются их идеи.

Споры о том, существует ли на самом деле вирус ВИЧ и ведет ли он к развитию СПИДа, начались давно — когда были обнародованы первые исследования о болезни и ее последствиях. Истории «больных, но до сих пор живущих», свидетельства ученых, отрицающих ВИЧ, уверенность в теории заговора медицинских корпораций, а также несоответствие шаблонных теорий о болезни реальным жизненным ситуациям, ведут к тому, что ряды СПИД-диссидентов постоянно пополняются. И социальные сети вывели это явление на новый уровень.

Так, крупнейшая группа «ВКонтакте», посвященная СПИД-диссидентству, которая была взята в качестве объекта исследования, занимает одно из топовых мест в поисковике Google по запросу ВИЧ. Она насчитывает свыше 15 000 участников и содержит около 40 ссылок – в основном на другие онлайн-сообщества или сайты СПИД-диссидентов или паблики в духе «Прививки убивают». Кроме того, в сообществе хранится более ста документов, сотни видео и около 300 веток дискуссий, которые варьируются в своем объеме от одного до нескольких тысяч постов.

Исследователи из Высшей школы экономики (ВШЭ) Юрий Рыков и Петр Мейлахс в ходе своего предыдущего исследования СПИД-диссидентства выяснили, почему люди приходят в подобные сообщества. Основные причины: несоответствие реальных историй распространенным установкам о ВИЧ, любопытство, сомнение относительно результатов теста, желание разубедить других членов сообщества в их ложных взглядах или, наоборот, поддержать их в борьбе за правду.

В ходе нового исследования ученые поставили задачу ответить на вопросы: как устроено сетевое сообщество СПИД-диссидентов и кто склонен перенимать идеи о нереальности ВИЧ. Для этого был проведен контент- и сетевой анализ. Ученые исследовали характер взаимодействия в сообществе, «дружеские» связи, виды пользовательской активности и взаимосвязь всего этого с предрасположенностью к СПИД-диссидентству.

В ходе исследования авторы опирались на теорию социального заражения (social contagion) о быстром распространении мнений, эмоций, моделей поведения в обществе с помощью, например, слухов, социального давления, информации, передаваемой, в первую очередь, через личный контакт.

Ученые выделили четыре группы активных участников сообщества (ставят и получают лайки, комментируют посты, пишут собственные) в зависимости от их взглядов: убежденные, сомневающиеся, ортодоксальные, неопределенные (пользователи, чьи взгляды невозможно определить).

«Убежденные» — таких насчиталось 528 человек — отрицают реальность ВИЧ и ставят под вопрос стандартный сценарий развития ВИЧ, согласно которому инфицированный умирает в течение нескольких лет («Они (врачи) говорят мне уже 15 лет, что я завтра умру!!!»). «Сомневающиеся» (232 человека) выражают неуверенность («Люди, так ответьте мне, несведущему на вопрос — продолжать принимать лекарства или остановиться». «Ортодоксальные» (так СПИД-диссиденты называют своих оппонентов, их 168 человек) пытаются вразумить пользователей и посетителей группы и доказать ложность их взглядов: («Я сама прохожу терапию уже 10 лет, родила здорового ребенка, и, кто не лечится, тот стопроцентно умрет»). Активных «неопределенных» пользователей в сообществе свыше 500, они не публикуют ничего, что выражало бы их взгляды относительно реальности/нереальности ВИЧ.

Исследование показало, что, чем чаще человек пишет посты в группе и получает лайки на свои посты и комментарии, тем вероятнее он склонен поддерживать СПИД-диссидентство. Количество комментариев не показательно, поскольку в них могут выражаться сомнения. Если говорить о социально-демографических параметрах, то ученые выявили, что мужчин среди СПИД-диссидентов больше, чем женщин.

Многие новички, посещающие сообщества СПИД-диссидентов в социальных сетях, находятся в растерянности или отчаянии на фоне поставленного им диагноза. Они не получают необходимой психологической помощи и поддержки в медицинских центрах, но находят ее в сообществе, где другие ВИЧ-инфицированные делятся своим позитивным опытом, опровергающим привычные общеизвестные теории о развитии ВИЧ и СПИДа. Наиболее яркие примеры такого опыта: противоположные результаты теста супружеских пар, практикующих незащищенный секс, или повышение иммунитета инфицированных, в том числе беременных женщин, без употребления лекарственных препаратов. В таких случаях, как показывает анализ постов и комментариев, больные прекращают лечение и наблюдение в медицинских центрах и пытаются оказать поддержку в сети другим людям, попавшим в беду.

В ходе анализа исследователи выявили ядро сообщества – 276 активных пользователей, которые поддерживают и продвигают диссидентские взгляды и имеют «дружеские» связи хотя бы еще с одним убежденным пользователем. Ядро при этом активно общается с периферией, хотя взаимодействие внутри ядра более интенсивное, чем внутри периферии.

Здесь, как предполагают ученые, срабатывает эффект эхокамеры, когда определенные идеи и убеждения усиливаются или подкрепляются путем передачи сообщения или его повторением внутри закрытой системы. СПИД-диссиденты комментируют и лайкают друг друга, усиливая тем самым поддержку своих идей.

Группа риска, по подсчетам исследователей, насчитывает 1369 пользователей. В нее попали практически все сомневающиеся. Итого исследование показывает, что группа риска практически в 10 раз меньше, чем все сообщество СПИД-диссидентов. Это те пользователи, которые вступают в контакт с участниками «ядра» и с большой вероятностью могут попасть под влияние сообщества. «Люди делятся личными историями о том, как они якобы не заболели в течение многих лет и т.п. И это имеет большой эффект», - рассказывает Юрий Рыков. По словам ученого, в какой-то степени ситуация схожа на общение с цыганами, с которыми бывает опасно начинать разговаривать на улице – стоит только заговорить и, вероятно, останешься без денег. «Это, конечно, не то же самое, СПИД-диссиденты не заманивают специально кого-то в свой круг, они искренне делятся собственными историями, и это привлекает других пользователей», - поясняет исследователь. Теория социального заражения в данном случае срабатывает. «Влияет не информация как таковая, а информация, подкрепляемая личным контактом, т.к. ей больше доверия, и, поэтому группа риска — это не те, кто вступают в сообщество, а те, кто начинают взаимодействовать с его убежденными членами (ставить/получать лайки, комментировать)», - уточняет ученый.

В рядах СПИД-диссидентов есть в том числе представители науки. Один из них, например, Кэри Муллис, лауреат Нобелевской премии по химии (1993 год). Однако ученые, известные причастностью к движению СПИД-диссидентов, как правило, не имеют прямого отношения к исследованиям ВИЧ. И сегодня их доводы, основанные на устаревших данных, даже не рассматриваются научным сообществом всерьез. Но это не мешает активному развитию онлайн сообществ СПИД-диссидентов, которых вдохновляют примеры живых «икон» СПИД-диссидентства и теорий, которые работают на поддержку отрицания ВИЧ. Одна из наиболее известных теорий заключается в якобы существующем заговоре медицинских корпораций с целью получения прибыли от реализации препаратов для профилактики развития ВИЧ.

Авторы исследования отмечают, что проблема нуждается в дальнейшем изучении. А выявление групп риска в Сети и понимание устройства онлайн сообществ СПИД-диссидентов могло бы помочь предотвратить увеличение количества людей, добровольно отказывающихся от лечения и профилактики развития ВИЧ.

Примененный подход, по мнению ученых, можно использовать для выявления групп риска и в других потенциально вредоносных сетевых сообществах, например, пропагандирующих отказ от прививок и т.п.

Источник


тэги
читайте также