Сразу двое друзей попросили отдельно прокомментировать кампанию и результат «Партии роста». Мне непонятно зачем, но ок.
Собственно, к ним у меня по итогам только один вопрос: «и шо это было»?
Лидерство Титова и опора на сетку «Деловой России» как бы подразумевало, что ядерной аудиторией партии станут предприниматели. Их у нас немало — больше 6 миллионов (имеется в виду легальных — «серых» в разы больше). Социология по этой группе показывает примерно такой коллективный портрет: это человек не очень политизированный, достаточно патриотичный (Крым, безусловно, наш-пренаш), не любящий чиновников и ментов (они все воры и взяточники), преувеличенного мнения о своих (и людей своего круга) управленческих талантах — «нас бы допустили, мы бы навели эффективность», любящий роль проповедника («лидерство» как обязательная управленческая компетенция), весьма прагматичный (моральная победа только тогда хороша, когда имеет денежное выражение), циничный (все врут, брат, жизнь такая), осторожный (семь раз отмерь — один раз отрежь), и при этом в меру безбашенный (без должного авантюризма никакому бизнесу вообще не выжить).
Следовало бы ожидать, что политическое предложение этой группе будет структурировано примерно так. Россия должна быть сильной (наши корабли бороздят просторы Большого театра), независимой (в первую очередь экономически — накормим всю страну рязанским пармезаном), Америку с Европой мы имели и вертели известно на чем. Чиновников при этом надо сократить примерно втрое и отправить на толкучку чулками торговать; разрешить все, что запрещали (пить-курить-трахаться), во власть брать спецов, а не п*%доболов, демократию ограничить (чтоб не мешали «людям дела» обустраивать страну), бюджетные деньги тратить не на дармоедов из социалки, а на дешевые кредиты и инфраструктуру — дороги-связь-канализация-дворы-подъезды. Коррупция, конечно, зло (когда берут много), хотя иногда и благо (когда помогают решить вопрос и берут умеренно); но борьба с ней — зло еще большее (стопятьсот борцов, и всем тоже дай — привет полковнику Захарченко). А главное зло — депутаты, которые (якобы во благо потребителя) хотят регулировать все и вся, в результате чего — постоянные проверки, ограничения, запреты, лицензии, и опять взятки-взятки-взятки, а страдают в итоге те же потребители (из-за цен). Едро — толпа прихлебателей и паразитов (всяких спортсменов-актеров-любовниц-содержанок), которые сами ничего не решают, остальные — клоуны, а вот мы — руководители компаний, отцы семейств и хозяева страны, настоящая власть (безотносительно даже к выборам); реальные люди.
Три процента — с гарантией; шесть-семь — очень вероятно.
А вместо этого что?
Хакамада, которая крым-не-наш и классическое пустое место. Потапенко, который не бизнесмен, а трепло и лузер (только и заслуг, что кого-то там обосрал на какой-то московской политтусовке). Дмитриева, которая опять про «поможем сирым и убогим». Из нормальных решений — разве что Ksenia Sokolova из Эсквайра (глянец эта тусовка любит, а на Собчак, например, так вообще дрочит не переставая, хоть та и несёт всякую ересь, которую никто не слушает), и Николаев (но это тень Чалого и локальная севастопольская история). Притом Соколову надо было не одномандатником на ЦАО, а в тройку вместо Хакамады, и пусть вела бы федеральную кампанию под лозунгом «наша партия самая стильная, а остальные — колхоз».
Кампанию они вели так. Нанимали технологов (хороших, сильных — и Маркелов там отметился, и еще пара людей с именами), а потом говорили им — ну, вы в сторонке постойте, а мы пока креатив придумаем. Технологи приходили, получали зарплату, молчали и уходили. А они клеили плакаты, лепили ролики, делали фоточки, пытались ходить к Путину с «программой столыпинского клуба» (исключительно чтобы попасть в новости, которые летом никто не смотрит) и даже забабахали концерт Шнура в Абрау-Дюрсо — ну, культурно отдохнули, короче. Странно: в ближнем кругу у Титова долго была Бочерова из «Ты-предприниматель», но сетка ТыПа (а это десятки тысяч людей по всей стране) вообще никак не была мобилизована, даже попыток не было. То, что кампания летняя (а значит — встречи, мероприятия, полевая агитация) — вообще никто не вкурил, работали так, как будто на дворе ноябрь.
Ну и в итоге за них проголосовали только те, кому по каким-то причинам было ну совсем уж западло голосовать за Яблоко. Крайне узкая и специфичная целевая аудитория.
Я не понял — или Титов специально не хотел в Думу, или они все же настолько криворукие по жизни? Или над ними сидел злобный куратор из АП, который стучал по столу и говорил: «делайте только херню, и ничего кроме херни»? Наверное, все же третье; иначе совсем уж теряешь веру в людей.
Спрошу при случае у знакомых кураторов.