21 ноября, четверг

А что Титов?

26 февраля 2018 / 15:24
публицист, историк

Агитационная кампания стартовала с выхода рекламы кандидатов и серии роликов в интернете, мотивирующих разные группы граждан, обычно выборы игнорирующих, прийти на выборы. Агитация и стала основным смысловым узлом недели.

А вопросом недели, в таком случае, следует признать вопрос из ролика Бориса Титова.

Началась активная фаза агитационной кампании — и сразу началась с целого ряда забавных казусов (кому-то, впрочем, они показались и возмутительными). В сети начали распространять несколько роликов, призывающих граждан дойти до выборов.

Один из них вызвал бурное обсуждение в социальных сетях. Если вдруг кто-то его не видел, содержание таково: герой ролика демонстрирует гражданскую несознательность, отказываясь идти с женой на выборы. В результате он просыпается от звонка в дверь — его, 52-летнего мужчину, пришли забирать в армию, поскольку новый президент повысил призывной возраст до 60 лет. Сын просит четыре миллиона рублей на охрану в школе, а на кухне обнаруживается гомосексуалист «на передержке», который ищет нового партнера, а если не найдет, то по новому закону жить с ним придется самому главному герою. Герой в ужасе просыпается, оказывается, что это был страшный сон.

Обсуждение ролика в социальных сетях затмило иные избирательные новости. Одни пользователи усматривали в ролике дремучую гомофобию, другие — оскорбление нашего избирателя («толстого, лысого, глупого мужика»). На деле: ролик не глупее и не опаснее юмористических шоу, что идут по федеральным телеканалам или творчества популярных блогеров в ютьюбе. Скорее, даже умнее и талантливее своей явно абсурдистской стилистикой. Только вот он мало кого мотивирует идти на выборы. «Креатив ради креатива», — так описали некоторые наблюдатели.

Ролик, теоретически, мог бы мотивировать абсентеистов, что обычно на выборы не ходят, но для этого его стоило бы показать на ТВ. А в интернете он, вне зависимости от реакции, не работает — аудитория не совсем та. Может, критики тут и правы.

Ролик этот вызвал самую яркую реакцию, но был далеко не единственным. Иные чудеса креатива — пользователи интернета усмотрели в них провластную инициативу, хотя авторство официально подтверждено не было — также впечатляют. Женщина на последнем месяце беременности ловит такси и требует немедленно ее отвезти туда, куда она скажет. Таксист полагает, что она рожает, а на деле она старается не опоздать на участок для голосования. Девушка снимает молодого человека в клубе, и вот-вот все должно завертеться, как она жестко «обламывает» его, спрашивая, есть ли ему 18 лет и проголосовал ли он. Узнав, что он не голосовал, она разочарованно покидает его.

И последнее, но не в последнюю очередь — имитация рэп-батла «Наблюдатель против Обывателя»: актер с видом гопника против девушки с лицом фотомодели. Текст написан таким неживым, канцелярским языком, каким не пользуются не только молодые люди на улицах, но даже профессиональные политтехнологи или чиновники, но, по всей видимости, был призван привлечь на участки молодежь. По стилистике текст соответствует давней выдумке креативщиков из КПРФ, которые с целью понравиться молодежи лет 15 назад выпустили предвыборный ролик со слоганом «Это мой город, это мой рэп, я голосую за КПРФ». С рэп-батлами затея тоже не новая — несколько лет назад на эту тему пытались высказываться эсеры. Называлось это «Дебатл» с участием мультяшных персонажей — «OxiMironov VS ZuGGano».

Эта агитационная серия, кроме «гея на передержке», даже гнева в соцсетях не вызвала — просто выстрел в молоко получился. Хотя в целом серия из первых трех описанных роликов сделана забавно и в изобретательности авторам не откажешь, но запомнится, пожалуй, только поход в туалет по расписанию и призыв в армию до 60 лет.

Публика обсуждала и собственно агитационные ролики самих кандидатов: с понедельника их начали транслировать на федеральных телеканалах. Ролики стилистически получились очень разными.

В штабе Григория Явлинского, видимо, решили, что от добра добра не ищут и запустили созданный еще в период думской избирательной кампании, в котором кандидат без единого звука сидит в кадре и показывает таблички с надписями. Смысл такой — чтобы что-то изменить в стране, надо отдать свой голос. По логике авторов — за Явлинского. Ролик качественный, но в 2016 году почему-то не особо сработал — «Яблоко» набрало в районе 2% голосов и лишилось госфинансирования. Может, теперь его избиратели «распробуют», хотя есть определенные в этом сомнения.

Еще больше огорошил телезрителей Борис Титов. Кажется, что в штабе задумали пошаговую рекламную кампанию (когда-то у коммерческих рекламщиков такая стратегия считалась довольно эффективной) и начали с совершенно непонятного для зрителя хода. На экране появляется черная надпись на белом фоне «... А что Титов?» Голос за кадром ее озвучивает, конец ролика. В сети активно задаются вопросом: «А что Титов?», «Зачем это?» и даже «почему кандидата в президенты зовут «Что»?»

Владимир Жириновский выступил в более классическом жанре — он бьет во все потенциально доступные ему целевые аудитории. И каждой что-то обещает: например, студентам отменить экзамены, рабочему люду — безработицу, всем — поборы управляющих компаний и так далее.

Павел Грудинин тоже обещает: рассказывает в ролике, что некоторые островки социализма в нашей стране (то есть — «Совхоз имени Ленина») удалось сохранить, а надо бы распространить опыт совхоза на всю территорию страны. Чем, очевидно, и планирует заняться Павел Грудинин. «Вся Россия — наш совхоз», если Чехова перефразировать.

Максим Сурайкин, как Григорий Явлинский, тоже решил, что от добра добра не ищут, и запустил в эфир ролики в духе думских роликов его партии «Коммунисты России». «России нужен сталинский президент-коммунист» — так звучит слоган, а затем раскрывается один из пунктов партийной программы «10 сталинских ударов».

Сергей Бабурин вспомнил политическую молодость: его ролики выполнены в традиции политических агиток 90-х — кандидат на белом фоне объясняет, что такое «русский выбор».

Ролики Владимира Путина язвительные пользователи сети уже окрестили «роликами с человеком, похожим на президента». Слоган: «Сильный президент — сильная Россия». Увидеть их избирателю, правда, будет сложно, поскольку как кандидат-самовыдвиженец в плане агитации Путин получил меньше времени, нежели партийные кандидаты.

Наконец, агитация Собчак выполнена в духоподъемном стиле: Собчак призывает голосовать «За молодость, за свободу, за правду». Сама кандидат в роликах рассказывает за кадром о том, чего были лишены россияне, какие они на самом деле талантливые и чего на самом деле достойны.

Практически все наблюдатели отметили, что агитация кандидатов отсылает к лучшим образцам еще президентской кампании 1996 года. Тогда ельцинский штаб запустил кампанию «Голосуй или проиграешь», а покойный генерал Лебедь развлекал публику серией реклам на тему «Есть такой человек, и ты его знаешь».

Активность кандидатов на фоне этой агитации несколько меркнет. Хотя выделилась Ксения Собчак. Она ни много, ни мало попыталась снять с выборов Владимира Путина.

И обратилась с жалобой в суд, мол, кандидат-оппонент выдвинут в нарушение Конституции. Впрочем, коллизия эта давно известна: в основном законе в 1993 году была зафиксирована загадочная формулировка о том, что один гражданин не может занимать пост президента «более двух сроков подряд». Эта формулировка и позволила в 2012 году Владимиру Путину переизбраться на третий срок, но не подряд. Так что сейчас у него только «второй срок подряд», и шансы Собчак снять оппонента по суду с самого начала были более чем призрачными. Но в качестве нетривиального способа привлечь внимание к себе можно занести ей попытку в актив.

Тем более что другие ее оппоненты такого типа креатива не предлагают. Коммунисты на протяжении уже которой подряд недели пытаются на каждом публичном мероприятии оправдаться за выдвижение Павла Грудинина, его имущество за рубежом и сделки с совхозной землей еще середины 90-х. Похоже, что они теперь нашли того, кто виноват во всех бедах — и ими оказались журналисты, которые задают коммунистам неправильные вопросы. Это интересная стратегия поведения в ходе кампании, которая ни разу не приносила кандидату дивидендов. Казалось бы, кому как не коммунистам это понимать, но они почему-то этого демонстративно не понимают.

Впрочем, Грудинин работает по полной программе — регулярно проводит встречи с избирателями, рассчитывая, видимо, если не на симпатии прессы, но на стратегию множества рукопожатий. Презентовал он свою программу и на заседании фракции КПРФ — показывая, надо полагать, таким образом, что коммунисты всецело поддерживают выдвинутого от партии беспартийного кандидата.

А в столице его поддерживает штаб во главе с Геннадием Зюгановым, который на этой неделе провел очередную уже пресс-конференцию на тему «ответ провокаторам». Как раз и посвященную травле их кандидата. Там они представили доклад, в котором привели данные мониторинга за период с 14 января по 18 февраля. Согласно подсчетам КПРФ, более 50% сюжетов с упоминанием Грудинина на телевидении носят резко негативный характер и еще 11% — негативный. Была, впрочем, и чисто позитивная активность: совместно кандидат и глава его штаба отправили и очередной (по подсчетам коммунистов — «юбилейный», 70-й) гуманитарный груз на Донбасс.

Остальные участники гонки такой знаковой активностью, по сути, похвастаться не могли. Да и не очень старались. Сурайкин в очередной раз, на этот раз в Кирове, заботился о состоянии то ли аварийных, то ли ветхих домов. Явлинский проводил встречу с избирателями в Москве. И так далее — довольно рабочая обстановка, несколько тоскливая. Потому главным предвыборным событием недели стали телевизионная и интернет-агитация, а главным вопросом, без сомнения, «А что же Титов?»

Источник


тэги
читайте также