Очередные праймериз в Штатах и снова уважаемые коллеги выходят на рынок с мантрами про «антисистемных» Трампа с Сандерсом, которые придут и все сделают по другому, если конечно коварная «система» их не замочит тем или иным способом.
И что если не замочит, и кто-нибудь из них изберется, то российско-американские отношения переживут ренессанс некий.
Называть Трампа «антисистемным кандидатом» и «врагом истеблишмента» можно только за деньги, например, трудясь платным активистом его избирательной кампании. Трамп — выпускник Пенсильванского университета, основанного еще человеком со стодолларовой банкноты — Беном Франклиным, куда попал будучи одним из наиболее успешных выпускников и лидером курса Нью-йоркской военной академии — элитного кадетского училища.
Потом — миллиардер от строительства (причем строительная компания у него наследственная). Кто-нибудь знает «антисистемных» строителей? Там где много государства, согласований и прочего — антисистемных нет, как атеистов в падающем самолете. А как он выкручивался из казалось бы полностью смертельных для него кризисов на рынке недвижимости, как он играл с долгами и проходил управляемые банкротства! Без лояльности банков и высшего чиновничества такие вещи не делаются, вернее делаются, но приводят к любимым американским срокам — «от 247 лет до пожизненного». Один из самых успешных телеперсонажей, звезда на Аллее Славы, премии Эмми и так далее. Он совсем не случаен, не черт из табакерки.
Трамп — хотелось бы чтобы наши его поклонники это понимали — не просто плоть от плоти правой американской элиты. Трамп — это ее концентрированное выражение на современном этапе. Чуть меньше Бога, чуть больше эпатажа, как этого требуют современные медиа. Поэтому к России он будет относиться ровно так, как это делает вся американская республиканская послевоенная элита. Ждите в общем, Рейгана номер два, а не какого-нибудь слабохарактерного южного джентльмена вроде Картера или лоха деревенского вроде Форда.
А что он говорит, что будет «разговаривать с Путиным», и что «у нас общие интересы», так и Рейган тоже в плане поговорить с Горбачевым и обрисовать интерес советского народа тоже был не дурак.
Ну и Берни Сандерс. Граждане, этот чувак сидел в Конгрессе с 1991 года. Большинство наших аналитиков политических только учились фарцевать варенкой и кассетами — а он уже был членом Парламента мировой Империи, входящий с крахом СССР в апогей своего влияния и мощи. «Антисистемный», ага.
Оба два этих парня — не менее системны, чем, скажем, Теодор Рузвельт в начале 20го века и роль у них примерно такая же. Легкая перенастройка, создание и внедрение нового политического языка. Роль «реформатора изнутри», взятая и бездарно несыгранная Обамой. Тео Рузвельт сломал в свое время традиционные «политические машины» партий, поборол самые циничные проявления «политической коррупции», удобные в 19ом веке, но неэффективные во времена больших медиа и маленьких — с развитием коммуникаций и инфраструктуры — расстояний, времена классов и их борьбы за свои права. И к парочке нашей у системы требования ровно такие же.
Мягкая коррекция — а не слом. Возможная номинация пары Трамп\Сандерс — это не кризис, это очередная иллюстрация того, как система может менять себя сама. Для конкретных ребят — вроде Клинтонши и Буша очередного с приживалами и приживалками — кризис конечно и карьерная катастрофа. Но причем здесь США? Причем здесь Россия? Совсем не причем. Не надо себя обманывать. Нет никакого «антисистемного вызова», есть вдумчивая работы системы над собой, ее приспособление к актуальной среде и ее вызовам.
В общем, надо не ждать политического кризиса и краха США или там «внезапного потепления», надо учиться строить и перестраивать систему на ходу на примере Трампа\Сандерса, отвечать на вызовы, придумывать политязыки, «собирать антирейтинги» оппонентов, переплавляя их в собственную поддержку.