Для всех, кто смотрел в пятницу предвыборные дебаты на Украине, очевидно, что шоумен Владимир Зеленский победил действующего президента страны Петра Порошенко за явным преимуществом.
Сцена с покаянным коленопреклонением на стадионе скорее всего войдет в учебные пособия для политстратегов, причем не только на Украине.
При любом административном ресурсе «нарисовать» победу Порошенко по итогам предстоящего голосования теперь, видимо, почти нереально. Даже если вообще не учитывать фактор совести, потенциальные рисовальщики просто остерегутся: ясно же что при неудаче придётся отвечать.
Но все же успех Зеленского – уже достигнутый и еще ожидаемый – порождает и вопросы. Да, у действующего украинского президента опыт провальный, но у его соперника – вообще никакого.
Претендент сказал, что идёт во власть на один срок. Допустим, его это устраивает. А людей, которые должны будут выполнять его решения, помогать реализовывать планы?
Они-то тоже понимают, что через 5 лет им это может аукнуться – даже если они действительно станут решать проблемы страны, а не свои собственные. Ситуация же крайне сложная. Может потребовать болезненных, непопулярных шагов. Да и от ошибок никто не застрахован.
Так на кого и на что Зеленский намерен опираться? Откуда он возьмет реалистичную программу и людей, готовых ее выполнять? Интересно будет посмотреть, если прогнозы, единодушно сулящие ему избрание, сбудутся.
Впрочем, политика, похоже, превращается в «искусство невозможного». Началось три года назад с Дональда Трампа в США. Известно, что тот и сам, вступая в борьбу за президентское кресло, не особо рассчитывал на победу. Но она свалилась ему в руки, как перезревший плод.
Трамп тоже не имел по сути ни готовой команды, ни внятной программы. Более того, сразу столкнулся с ожесточенным сопротивлением – почти мятежом – традиционного истэблишмента и бюрократического аппарата. И ничего – пока справляется и излучает непоколебимую уверенность в себе.
Таковы сюрпризы «неуправляемой» демократии. «Управляемую» же обычно критикуют за то, что она «зачищает поляну» и не даёт альтернативным лидерам проявить себя.
Но вот на Украине, кажется, никто ничего не зачищал. И где там новые народные вожди – харизматичные и популярные? Почему выдвинулся актер-комик, а не кто-то, скажем, из войсковых полевых командиров? Казалось бы, тем самое время себя проявлять: страна-то воюет...
Выходит, сами собой, как грибы, лидеры все же не вырастают даже при самой безграничной вольнице?
Часто приходится слышать, что Украина не только прокладывает свой собственный путь, но и подает пример соседям на постсоветском пространстве. Возможно. Но примеры бывают разные: вряд ли кто-то захочет повторить, например, опыт киевского «майдана».
Говорят, правда, что на чужих ошибках никто не учится. Но надо все-таки хотя бы к этому стремиться.