В среду, 18 мая, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, насколько подходящим жители России считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной.
Индекс потребительского доверия с февраля по апрель демонстрирует незначительный рост (с 29 до 32 п.), при диапазоне от 10 до 90 п. Превосходя показатель годичной давности (27 п. в апреле 2015 г.), значениям прошлых лет он заметно уступает. Неблагоприятным для крупных покупок нынешнее время считают 65% жителей России, приемлемым — 20%.
Индекс кредитного доверия, стагнирует на уровне минимальных годовых значений (17–18 п. в апреле), при возможном минимуме 10 и максимуме 90 п. Год назад оценки ситуации были близки к нынешним (19 п. в апреле 2015 г.), тогда как в аналогичные периоды 2009—2014 гг. в вопросах кредитования жители России были настроены более оптимистично. Подавляющее большинство опрошенных (87%) считают нынешнее время для кредитов неподходящим.
В вопросе доверия банкам мнения респондентов сегодня разделились практически поровну: 37% советуют положить свободные деньги в банк, тогда как 39%, напротив, предлагают забрать со счетов свои накопления.
Доля тех, кто считает необходимым сократить повседневные расходы, достигла годового максимума (66%). Иного мнения придерживается четверть опрошенных (24% среди всех опрошенных, среди материально обеспеченных — 30%) — они полагают, что имеющиеся сбережения лучше вложить во что-нибудь ценное, а повседневный доход потратить (зарплаты, пенсии) на необходимые покупки.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 23–24 апреля 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1 600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.