В среду, 19 октября, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, насколько подходящим жители России считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной.
В настоящее время жители России более оптимистичны относительно крупных трат и кредитования, чем в начале года. Однако чуть менее оптимистичны, чем в прошлом месяце. Индекс потребительского доверия незначительно снизился в сентябре. Год назад показатель был немного ниже, тогда как в предыдущие годы уровень значений, напротив, был выше. Неблагоприятным для крупных покупок нынешнее время считают 60% наших сограждан, приемлемым — 23%.
Индекс кредитного доверия остается на уровне максимальных годовых значений, несмотря на то, что за месяц он также немного потерял. Однако он был существенно выше в докризисные годы. Доля респондентов, называющих нынешнее время для кредитов неподходящим, — на уровне 80%, и все еще существенно превышает долю положительных ответов — 9%.
Соотечественники по-прежнему не могут определиться в отношении к российским банкам: практически сравнялось число сторонников забрать деньги из банка, и тех, кто считает, что свободные средства лучше положить в банк (36% и 38% соответственно). Однако если последних с начала года стало больше (рост с 33% в январе), то число противников хранения денег в банке за тот же период снизилось (с 41%).
С сентября прошлого года практически неизменными остаются доли жителей России, не желающих тратить средства, — 61%, и тех, кто предпочитает побыстрей расстаться с зарплатой или пенсией, — 25%. Для сравнения в 2015 г. соотношение было 64% и 23% соответственно.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 24—25 сентября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1 600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.