В понедельник, 22 декабря в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, на которой обсуждался план создания финансовой системы на основе православных ценностей.
Авторы данного плана рассказали присутствующим СМИ о преимуществах Православной финансовой системы (ПФС) в нынешних экономических и политических условий, в которых оказалась наша страна.
В связи с тем, что план по созданию обсуждаемой финансовой системы основан непосредственно на ценностях православной веры, невольно встает вопрос: а как быть с ростовщичеством — основой предпринимательской и банковской деятельности, ведь в православии (и не только) это строго воспрещается?
Председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин считает, что на протяжении уже нескольких веков, христиане присматриваются к ростовщичеству.
«Причиной этому — вытеснение христианской цивилизации из общественных и экономических отношений в странах Западной Европы, а затем и мира. При этом считалось, что осуждение христианством ростовщичества — это некая глупость, проявление отсталого мировоззрения и религиозной косности. Но сегодняшняя экономическая ситуация как раз показывает, что богооткровенная мудрость священного писания оказывается более правой, чем так называемый прогрессизм», — говорит протоиерей.
Также Всеволод Чаплин отмечает неизбежность развала господствующей на сегодняшний день мировой финансовой систему, которую он сравнил с «пирамидами».
«Конец экономики, построенной на принципе „деньги делают деньги“ может произойти в скором времени. Версий как все это будет происходить и по какому сценарию много: некоторые считают, что обвал экономической системы будет сопровождаться провоцированием крупной войны, другие говорят, что „архитекторы“ существующей пирамиды сами откажутся от единоличной монополии», — размышляет он.
В конце своего монолога отец Всеволод предположил, как можно избежать того экономического и политического коллапса в мире.
«По моему мнению, для того, чтобы неизбежный крах не был таким катастрофичным и не был связан с войной, нужно нарастить те экономические структуры и механизмы, которые руководствовались бы нравственными и духовными ценностями, а не тем же самым ростовщичеством», — заключил протоиерей.
С тем, что в ближайшем будущем нас ожидает крах сложившейся финансовой системы, согласен генеральный директор Клуба проектного процесса, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Любомудров.
«Понимая, насколько сейчас возрастает риск экономического коллапса международной финансовой системы и крупных мировых банков, мы должны заранее предпринять меры по задействованию своей банковской системы, дабы обеспечить стабильные расчеты между предприятиями страны. И ПФС готова этому содействовать», — уверяет он.
Господин Любомудров отмечает, что так быстро прийти к этому пониманию нам помогли «злосчастные» санкции.
«Мы работаем над этой системой уже больше 20 лет, но не могли осуществить ее до конца лишь из-за неготовности общества к таким переменам. Поэтому здесь надо сказать спасибо Бараку Обаме и его санкциям, которые показали нам, что мы не можем в полной степени рассчитывать ни на западные банки, ни на системы Mastercard, Visa, ни на западные системы в целом. И это значит, что мы обязаны перед нашей страной, нашим народом создать такую национальную систему, которая вполне может обходиться без западных финансовых институтов», — заключил он.
Эксперт по экономике и финансам Дмитрий Сурмило также отметил плюсы данной ПФС.
«Создавая расчетно-кредитные вне банковские организации по типу Православного спецбанка (ПСБ) мы обеспечиваем прозрачную деятельность бизнеса. Доли акционеров банка будут равными, не более 10% в одни руки, будет исключена возможность взаимной продажи долей с целью получения контрольного пакета акций, а управлять ПСБ будет независимая от акционеров команда специалистов, осуществляющая свою деятельность на основании доверенности. Тем самым на уровне управления и распределения инвестиций возникает механизм определенной справедливости за счет прозрачности», — констатирует Дмитрий Сурмило.
Говоря также о положительных моментах в ПФС, эксперты рассчитывают на долгосрочные инвестиции, отмечая вредоносность «коротких иностранных инвестирований».
«Атака на рубль известно, как была организована. По команде был совершен единовременный вывод коротких денег зарубежными инвестиционными компаниями из России. Наша система направлена на противодействие подобным спекуляциям на национальном рынке, так как предполагает не короткие спекулятивные операции, а долгосрочные инвестирования», — утверждают эксперты.
Нужны ли нам «короткие» иностранные вложения в отечественный бизнес или метод долгосрочного партнерства в данной ситуации наиболее продуктивен? Пожалуй, ответ на подобные вопросы придет только с приходом Православной финансовой системы в российскую экономику.
Никита Епишев