21 ноября, четверг

В ОНФ предложили унифицировать соцгарантии главам муниципальных органов власти

14 октября 2015 / 19:50

Рабочая группа ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» провела экспертное совещание, посвященное оптимизации социальных гарантий руководителям муниципальных органов.

Одним из основных вопросов встречи стало формирование единого перечня соцгарантий, предоставляемых выборным должностным лицам местного самоуправления в период осуществления их полномочий, а также унифицирование подходов в вопросах пенсионных выплат руководителям российских городов. Участники совещание пришли к выводу, что перечень таких гарантий должен быть закреплен в федеральном законодательстве, вполне возможно, — в отдельном законе.

В настоящее время право устанавливать гарантии осуществления полномочий муниципальных депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления предоставлено субъектам, которые в региональных законах закрепляют общий перечень таких гарантий. Затем эти гарантии конкретизируются в уставах муниципальных образований и муниципальных нормативных правовых актах. При этом какие-либо положения, регламентирующие или ограничивающие набор социальных гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления, на федеральном уровне не закреплены. В результате в отдельных регионах им предоставляется необоснованно широкий набор социальных преференций.

О необходимости закрепить нижнюю и верхнюю сетку соцгарантий на федеральном уровне высказал предложение глава города Пскова Иван Цецерский.

Это подтверждает проведенный экспертами ОНФ мониторинг регионального законодательства, который выявил, что перечни гарантий для каждого региона могут резко отличаться. В ряде субъектов уровень и круг таких преференций необоснованно широк. Это должностной оклад до устройства на новую работу (службу) в течение шести месяцев после прекращения полномочий (Курская область); получение субсидии на строительство или приобретение жилья (Брянская область, Республика Мордовия); медицинское страхование после выхода на пенсию (Ненецкий автономный округ, Алтайский край); ежеквартальные, полугодовые и годовые премии (Липецкая область); пособия и компенсации при прекращении полномочий или так называемые золотые парашюты (Иркутская, Кировская, Орловская, Псковская, Смоленская области и др.) Всего эксперты ОНФ насчитали в муниципальных нормативных актах 36 различных социальных гарантий, предоставляемых руководителям муниципалитетов в различных регионах страны.

«Гарантии, прописанные в некоторых муниципалитетах, просто восхищают, — подчеркнул депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Валерий Трапезников. — У депутатов Госдумы, как показало исследование, гораздо уже права, чем у мэров и депутатов в ряде регионов». Участники категорически выступили против жилищных льгот, закупки полисов ДМС и различных выплат по увольнению, выходящих за рамки Трудового кодекса.

При этом участники совещания отметили, что в ряде субъектов вовсе отсутствуют региональные нормативные акты, которые должны определять перечень гарантий. Так, экспертам ОНФ не удалось найти таких законов в 15 субъектах. Это Республика Адыгея, Белгородская область, Республика Дагестан, Калмыкия, Камчатский край, Карачаево-Черкесия, Курганская, Ленинградская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Саратовская, Сахалинская, Тверская, Тульская области. По мнению экспертов ОНФ, установление социальных гарантий в муниципалитетах этих субъектов, в том числе в виде ежемесячной доплаты к страховой части трудовой пенсии по старости, производится в отсутствие достаточных правовых оснований. Чтобы исключить подобные ситуации, эксперты предлагают дополнить федеральное законодательство нормами, которые будут регламентировать основные положения установления соцгарантий выборным должностным лицам местного самоуправления.

Профессор кафедры конституционного и муниципального права России Университета имени Кутафина (МГЮА), директор Центра поддержки и сопровождения местного самоуправления Высшей школы госуправления РАНХиГС Екатерина Шугрина полагает, что нужен отдельный федеральный закон, регулирующий статус выборного лица местного самоуправления, где будут прописаны соцгарантии и их пределы. «В настоящее время статус выборных лиц практически никак не регулируется федеральным законодательством», — отметила она.

Идею унифицировать перечень социальных гарантий и закрепить его на федеральном уровне поддержал руководитель Центра правового мониторинга Университета имени Кутафина (МГЮА) Олег Гринь, добавив, что дополнительные преференции нужно поставить в зависимость от эффективности работы муниципального чиновника и от благополучия муниципалитета, которым он управляет. Прозвучало предложение привязать конкретные размеры соцгарантий, причитающихся выборным лицам, например пенсионной надбавки к пенсии, к определенным показателям в регионе (средняя заработная плата, прожиточный минимум и пр.).

«В Белгородской области есть региональный закон о пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих, где четко прописано, какие соцгарантии положены. Так, за выслугу лет устанавливается размер 80% от среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев, предшествующих дню прекращения полномочий. При этом максимальный размер пенсии за выслугу лет привязан к средней заработной плате по региону», — рассказала активист ОНФ, член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, депутат Госдумы от Белгородской области Елена Сенаторова.

По ее словам, дополнительные гарантии должны быть только у чиновников, которые отработали не менее одного срока полномочий. Эту идею поддержал Иван Цецерский. По его мнению, определенные соцгарантии должны выплачиваться только тем руководителям муниципалитетов, которые пробыли в должности весь срок и не были уволены за правонарушения. «Если мэра не переизбрали, какие ему соцгарантии: он же с треском вылетел. Эти моменты нуждаются в регулировании», — подчеркнул Цецерский.

Вместе с тем он отметил, что должностным лицам должны предоставляться соцгарантии в разумных пределах. Так, к примеру, глава Пскова поставил под сомнение предоставление субсидий на приобретение жилых помещений лицам, замещающим муниципальные должности: «Если у выборного лица нет жилья, ему должна предоставляться не субсидия, а служебная квартира. И после прекращения полномочий он должен это помещение незамедлительно освободить. У нас уже возникали случаи, когда мы были вынуждены в судебном порядке забирать служебное жилье. И конечно, это должны быть не барские хоромы, а обычная служебная квартира».

Представители Пенсионного фонда и Минтруда поддержали идею о том, что на федеральном уровне необходимо заложить основные принципы пенсионного обеспечения выборных лиц местного самоуправления.

Участники совещания договорились обобщить высказанные в ходе обсуждения предложения и продолжить обмен мнениями по вопросу подготовки отдельного федерального закона уже на площадке Госдумы с участием представителей профильных комитетов нижней палаты.

Источник


тэги
читайте также