20 октября, вторник

Эксперты ОНФ: Переход на новый стандарт дошкольного образования отчаянно тормозят

24 мая 2017 / 14:47

Переход детских садов на работу по новым государственным образовательным стандартам до сих пор не завершен, и в его реализации остается неразрешенным ряд вопросов

К такому выводу пришли эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», проанализировав доклад правительства РФ об исполнении поручения президента по обеспечению перехода детских садов на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования.

ФГОС вступил в силу 1 января 2014 г. Как планировали разработчики стандарта, главный упор должен делаться на развитие малышей через игру, общение со сверстниками и старшими, семьей, воспитателями. «У детей должны формироваться инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. В стандарт впервые было включено понятие предметно-развивающей среды. Это значит, что педагоги должны менять стиль работы, а программа должна реализовываться в соответствующих условиях. Пока, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что на этом пути еще многое не сделано», – сообщила депутат Госдумы, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.

По данным правительства РФ, к концу 2016 г. 98% из 530 тыс. педагогов дошкольного образования прошли повышение квалификации или переподготовку согласно новым стандартам. При этом в начале прошлого года этот показатель был выше – 98,6%, хотя количество средств на данные расходы было существенно увеличено. Так, если совокупные расходы на переобучение воспитателей в 2014–2015 гг. составили более 3 млрд руб., то к концу 2016 г. на эти цели было потрачено уже более 9 млрд руб. При этом рекомендации по изменению программ подготовки педагогов дошкольного образования в колледжах и вузах пока остается только на бумаге: в последнем докладе правительства РФ сообщается, что они были разработаны, но не говорится о том, когда последуют необходимые изменения.

«Стандарт реализуется уже три года. Безусловно, ключевой задачей является приведение в соответствие ФГОС программ профессионального образования колледжей и вузов, чего до сих пор не произошло. Будущие воспитатели обучаются по устаревшим образовательным стандартам, поэтому после окончания обучения их приходится переучивать», – отмечает Духанина.

Трудности возникают не только при профессиональной подготовке кадров, но и при материальном оснащении образовательной среды. Согласно опросу фонда «Национальные ресурсы образования», в котором приняли участие 500 воспитателей из 63 регионов, 52,26% педагогов вынуждены регулярно приобретать на свои средства раздаточные, демонстрационные дидактические материалы, материалы для творчества, игры и т.п., а почти 53% педагогов периодически просят об этом родителей. Половина опрошенных воспитателей сообщили, что детский сад, в котором они работают, не обеспечен развивающими игрушками, игровым оборудованием, позволяющим удовлетворить интересы детей. Такая ситуация возмущает родителей: «Игрушки в группу, моющие средства родители приобретают за собственный счет», – пишет мама из Краснодара. «Почему до сих пор, даже чтобы устроить в садик (очередь подошла), все равно вечно чего-то не хватает, даже в новом укомплектованном садике? Ни кроватей, ни белья!», – недоумевают родители трех детей из Каспийска Республики Дагестан.

Результаты опроса показали, что не все детские сады оборудованы групповыми помещениями (11%) и столовыми (11%). 37% воспитателей отметили, что детский сад, в котором они работают, требует капитального ремонта, а 1% считает, что здание находится в аварийном состоянии. Согласно данным Счетной палаты, в 2015 г. в аварийном состоянии находилось 150 детских садов, более 3 тыс. зданий требовали капремонта.

По информации фонда «Национальные ресурсы образования», не менее острой проблемой является и переполненность групп: «В нашей группе максимум должно быть 25 воспитанников, а их 45, помещение маленькое, площадка для прогулок маленькая, кроме старого домика ничего нет», — сообщает мама из Краснодара. По итогам мониторинга 45% работников детсадов заявляют о превышении допустимой нормы по количеству детей в группе. Сигналы о переполненных группах приходят из детских садов Башкортостана (40 детей), Краснодарского края (46), Иркутской области (41), Санкт-Петербурга (38), Хабаровского края (38) и Воронежской области (37). И это при том, что при средней площади групповых помещений в 50 кв. м в группе до трех лет не должно быть больше 20 детей, а в группе старше трех лет – 25. «Из-за переуплотнения детей в детсадах наблюдается снижение качества их образования и развития, повышается утомляемость, увеличивается показатель травматизма и заболеваемости. О реализации стандарта в таких условиях речи уже не идет», – считает Духанина.

Ранее в ходе мониторинга доступности допобразования, в котором приняли участие более 22 тыс. семей, 68% респондентов указывали на отсутствие возможности у дошкольников бесплатно посещать развивающие занятия, в то время как основной образовательный процесс не в полной мере способствует развитию детей: «В нашем городе практически отсутствуют бесплатные кружки/секции для детей дошкольного возраста» (г. Брянск); «Ребенка-дошкольника невозможно бесплатно оформить в кружки или студии, связанные с рисованием. Дошкольника практически никуда нельзя записать бесплатно – танцы, музыка, рисование. Хотелось бы, чтобы дошкольники имели как можно больший выбор бесплатного дополнительного образования» (г. Невинномысск); «Отсутствуют кружки для дошкольного возраста. Возить ребенка в ближайший город (г. Томск) не удобно, так как кружки начинаются не позднее 18 часов, а многие родители работают в городе и не успевают физически доехать из города, забрать ребенка и отвезти в город» (д. Черная Речка, Томская область); «К сожалению, в детских садах вообще нет ни платных, ни бесплатных кружков и секций. Это необходимо!» (г. Ставрополь). Некоторые родители отмечают отсутствие информации о доступных кружках или секциях для дошкольников: «Информация о бесплатных кружках отсутствует! Ребенок посещает детский сад в течение трех лет. Ни одного объявления о бесплатных кружках не было, зато доска объявлений пестрит от платных!» (г. Самара).

«Прогрессивный стандарт дошкольного образования не должен остаться только формальной рекомендацией, не влияющей на процесс подготовки будущих воспитателей и на развитие образовательной среды. Многие воспитатели в ходе мониторинга сообщали о том, что у них регулярно спрашивают отчеты о том, насколько выполняется ФГОС и насколько соответствует его требованиям предметно-развивающая среда. При этом нельзя забывать о том, что ни в коем случае материально-техническое обеспечение не должно ложиться на плечи родителей или педагогов, а средства, направляемые на переподготовку или повышение квалификации, должны расходоваться рационально и эффективно. Не должно быть курсов для галочки. В идеале каждый педагог должен иметь возможность выбрать, в какой организации он хочет повысить квалификацию и пройти стажировку. В конечном итоге наша задача – создавать условия, в которых дети могут развиваться, интересоваться новым и быть готовыми продолжить образование», – заключила Духанина.

В Народном фронте рекомендуют не снимать с контроля поручение президента по обеспечению перехода детских садов на ФГОС. Напомним, механизм учета мнения ОНФ при снятии с контроля поручений Владимира Путина создан в марте 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий» ОНФ. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.

Источник


тэги
читайте также