21 ноября, четверг

Центр фотографии им. братьев Люмьер и Чешский культурный центр расскажут об «Альбоме Аушвица»

02 февраля 2016 / 14:20

В среду, 3 февраля, центр фотографии имени братьев Люмьер совместно с Чешским центром организуют встречу с Мартином Йелинеком — руководителем фотографического архива Еврейского Музея в Праге, куратором выставки «Аушвицкий альбом» в Праге

Помимо ежедневного управления архивом и сотрудничества с исследователями, усилия Мартина сосредоточены на изучении еврейской общины в Праге во время войны, в особенности в 1943–45 гг. В последнее время он занимается исследованием Аушвицкого альбома, его копий, их истории после Второй мировой войны и роли, которую в ней сыграл Еврейский музей в Праге. В 2015 г. в сотрудничестве с городской галереей Праги он представил выставку под названием «Аушвицкий альбом», на ней впервые на территории Чехии были показаны все известные работы из альбома.

В исследовании Аушвицкого альбома внимание Йелинека было сконцентрировано на копии альбома, сделанной вскоре после Второй мировой войны (1947) в Праге. Копии с фотографий из альбома, в настоящий момент находящиеся во владении Еврейского музея в Праге, были сделаны с разрешения их тогдашнего владельца Лили Якоб. Она нашла альбом после освобождения из лагеря Дора-Миттельбау.

Копии были сделаны на стеклянные негативы и стали важнейшим дубликатом альбома на ближайшие десятилетия до 1980 г., когда Лили Якоб (к тому моменту Лили Мейер) отдала оригинал альбома в дар мемориалу Яд ва-Шем в Израиле. Копии с экземпляра альбома Еврейского музея (тогда Государственного Еврейского музея) были использованы в публикациях, выставках и исследованиях по всему миру. Уже в 1949 г. часть фотографий была опубликована в книге «Трагедия словацких евреев», через 6 лет спустя — в книге Ота Крауса и Эриха Кулки «Фабрика смерти». Не стоит забывать о роли этих фотографий в качестве доказательств на судебных процессах над военными преступниками. Интерес службы государственной безопасности к этим копиям и к людям, с ними связанным, говорит о необходимости их более глубокого изучения.

«Несмотря на общепринятое мнение о том, что в альбоме запечатлены вагоны с венгерскими евреями, большинство людей, изображенных на фотографиях, являются гражданами довоенной Чехословакии. Меня интересует чешский и чехословацкий „след“ в этих снимках, их копиях и послевоенной истории. Очевидно, что в этой истории Еврейский музей в Праге сыграл ключевую роль, которая была недооценена в последние десятилетия», — говорит Йелинек.

Источник


тэги
читайте также