На стороне Московской патриархии в споре с Константинополем - мощь и влияние российского государства, включая большую личную популярность в Греции президента РФ Владимира Путина
Но относительная слабость Вселенского патриарха может выглядеть привлекательно в глазах поместных православных церквей. Такое мнение выразил в беседе по телефону с корр. ТАСС американец греческого происхождения Деметриос Ромпотис - публицист и общественный деятель, издатель нью-йоркского журнала "Нео" (Neo Magazine), освещающего проблемы современного эллинизма и православия.
Сильных опасаются
"Люди опасаются тех, кто слишком силен, - сказал собеседник. - Первенство Константинополя не мешает их независимости, поскольку власть Константинополя не слишком велика... Но если принять сторону Москвы, ситуация будет иной".
В этом контексте Ромпотис, в частности, напомнил, что "Путин очень популярен среди православных греков". "В Греции Путин - самый популярный лидер", - сказал он. А Вселенским патриархом Варфоломеем, по признанию собеседника, "не все довольны" даже на греческом Афоне, т.е. в самоуправляемом сообществе 20 православных монастырей, которое находится в церковной юрисдикции Константинополя.
Поводом для беседы было решение Русской православной церкви о разрыве евхаристического общения (совместного служения литургий) с Константинопольским патриархатом из-за его намерения вернуть Киевскую метрополию под свою юрисдикцию и предоставить украинской церкви автокефалию. С XI века Константинопольский патриарх занимает первое место в диптихах православной церкви, то есть в порядке поминовения предстоятелей поместных церквей за богослужением. Это первенство всегда понималось как первенство чести, но не власти, а сам Вселенский патриарх - как первый среди равных ему предстоятелей автокефальных церквей.
"Ничего не делать"
На вопрос о том, какой может быть реакция Константинополя на решение РПЦ, Ромпотис, лично знакомый с патриархом Варфоломеем, сказал: "Если бы он попросил у меня совета, я бы рекомендовал пока вообще ничего не делать. Потому что расширение этой "войны" не в интересах Константинополя. Лучше подождать и посмотреть, что будет на Украине, как будет происходить переход"…
По мнению собеседника, ближайшие несколько месяцев - "своего рода испытательный период", от исхода которого будут зависеть действия всех сторон.
Кто "мутит воду"
В России и многих других местах, включая тот же Афон, распространена точка зрения, согласно которой события на Украине связаны не столько с религией, сколько с политикой, причем "мутит воду" даже не столько действующий режим в Киеве, сколько его покровители в Вашингтоне. И греческий американец согласен, что в таком подходе есть резон.
"Лично я действительно считаю, что Государственный департамент США и впрямь мог влиять на действия нашего патриарха, - чтобы тот поступил именно так, а не иначе; я этого не отрицаю", - сказал он.
Но Ромпотис исходит из того, что и в России "государство имеет свой голос в церковных делах", да и вообще политика присутствует в них везде и всюду. Для примера он напомнил, что бывший папа римский Иоанн Павел II "играл на стороне американцев, подрывая коммунизм - сначала в Польше, а потом и в других местах".
Собеседник также подтвердил, что для патриарха Варфоломея поддержка из США имеет "первостепенное" значение. Причем речь идет не только о политической поддержке из Вашингтона, но и о финансовой помощи греческой диаспоры, в которой немало богатых людей. На взгляд издателя, константинопольский патриархат получает по этому каналу "больше половины" своих доходов.
Надежда на примирение
Ромпотис, по его словам, считает, что никакого нового "раскола" в отношениях между православными церквами на самом деле нет, поскольку для него нет "теологических оснований". Кризис вокруг Украины, на его взгляд, назревал "как минимум четверть века", т.е. "было более чем достаточно времени найти решение". Вместо этого стороны мало общались и копили обиды: например, он напомнил, что "в позапрошлом году на Крите русская церковь не участвовала" во Всеправославном соборе.
Собеседник надеется, что теперь "дело не зайдет слишком далеко", и "обе стороны найдут путь" к улаживанию разногласий. По его убеждению, это соответствует интересам всего православного мира.
В Москве, однако, считают, что для этого Константинополь должен прежде всего пересмотреть свой подход к Украине.
Константинопольский патриархат на заседании синода, которое состоялось 9 - 11 октября, объявил, что приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины, и отменил решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также было принято решен
ие снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви. Кроме того, было объявлено о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата.
В ответ на эти действия синод Русской православной церкви 15 октября принял решение о прекращении евхаристического общения с Константинополем.