В Киеве прошел "объединительный собор", на котором, как видим, объединились раскольники с отступниками под омофором Патриарха Константинопольского Варфоломея и эгидой Петра Порошенко, который как василевс в Цареграде сидел во главе, готовился войти в историю.
В связи с этим тоже немного истории наших соседей, поучительной и в наши дни: 3 апреля 1860 года, в день святой Пасхи, с амвона храма в Константинополе епископ Иларион вместо имени Константинопольского Патриарха первым помянул всё Православное епископство, что ознаменовало начало одностороннего выхода Болгарской Церкви из юрисдикции Патриарха Константинопольского.
Вскоре был оглашён султанский фирман об учреждении автономного Болгарского Экзархата для епархий болгарских, а также тех епархий, православные жители которых в своем большинстве (две трети) пожелают войти в его юрисдикцию. Затем избранный экзарх Анфим I, вопреки запрещению Патриархии, совершил в болгарском храме Константинополя литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной. В ответ, Константинопольский Патриарший Синод объявил Экзарха Анфима лишённым священства, а прочих единомысленных ему архиереев отлучёнными от Церкви. Это положило начало «греко-болгарской схизме» - в сентябре 1872 года на Соборе в Константинополе болгары были обвинены в филетизме (преобладании национального начала) и осуждены как схизматики.
Раскол длился более 70 лет, все эти годы Болгарская Православная Церковь находилась под контролем и управлением болгарского государства, при этом последние тридцать лет в расколе не избирался Экзарх, и ею управлял Синод, как в России до 1917 года.
Изменилась ситуация, как это не странно звучит, с приходом советских войск: 21 января 1945 года в столичном храме Святой Софии после тридцатилетнего перерыва был избран Экзарх, которым стал Софийский митрополит Стефан. Уже 22 февраля того же года Константинопольский Патриарх издал Томос, упразднивший схизму между Константинопольской и Болгарской Церквями, а в 1953 году Болгарский Экзархат стал Патриархатом.
К чему этот рассказ?
А вот к чему: действуя именно как глава поместной церкви в 1872 году Константинопольский Патриарх осудил раскольнические действия болгарских иерархов, обвинил их в филетизме и отлучил от Церкви архиереев, виновных в расколе. Все было юридически выверено.
Но сегодня, в 2018 году Константинопольский Патриарх почему-то поддержал именно раскольников на Украине, выступил вместе с ними против Русской Православной Церкви, осуществляющей юрисдикцию на своей канонической территории, встал на сторону украинского филетизма, сепаратизма и национализма.
Что же изменилось, откуда новые веяния?
Может быть, стоит посмотреть на все проще: Константинопольский Патриарх в 1872 году осудил болгар, которые пошли дальше в своих требованиях, чем разрешил им турецкий султан, на территории которого разворачивались болгарско-турецкий и болгарско-греческий конфликты в преддверии большой войны. А в 1945 году командовал маршал Сталин - у себя дома в СССР восстановил Патриаршество, в болгарии строил "народную демократию", а к туркам готовился предъявить претензии. Тут появился Томос, и пришло к болгарам признание. Сегодня же ветры дуют из-за океана. Такие грустные дела.