Эксперты ОНФ считают, что методические рекомендации регионам по размещению объектов социального назначения не гарантируют необходимой обеспеченности территорий библиотеками, театрами и центрами дополнительного образования
По мнению экспертов ОНФ, нормативы размещения социальных объектов должны в полной мере соответствовать потребностям людей. Предложенную правительством методику требуется существенно доработать. К такому выводу пришли эксперты ОНФ по результатам анализа доклада кабинета министров о выполнении соответствующего поручения президента.
В июле 2015 г. президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поручил правительству разработать обязательную для исполнения регионами методику размещения социальных объектов – больниц, школ, детских садов, библиотек и т.д. В итоге в апреле 2016 г. правительством был утвержден целый набор разрозненных отраслевых методик. Эксперты ОНФ, проанализировав новые показатели, выразили опасения, что они могут привести не к развитию, а к сокращению количества социальных объектов. Правительство в свою очередь организовало мониторинг применения методических рекомендаций субъектами Российской Федерации. В конце декабря в очередном докладе чиновники отчитались, что соответствующая информация получена из 59 регионов – по объектам образования и из 72 – по культуре. При этом результаты мониторинга не приводятся, а сами показатели методических рекомендаций по-прежнему вызывают вопросы.
Так, например, рекомендации предполагают создание в регионе одного театра оперы и балета или музыкального театра на 1 млн жителей. Прежний норматив – один театр на 800 тыс. человек, и никаких оснований для установления новых показателей правительство не приводит. В России всего 15 городов-миллионников, и эксперты полагают, что изменение норматива может привести к сокращению их количества в тех городах, где численность населения не достигает миллиона, но театр пока еще есть.
Экспертов тревожит и отсутствие нормативов по размещению библиотек и обновлению книжных фондов. Из методики был исключен раздел, определяющий работу библиотек в зависимости от сложности рельефа местности, радиуса района обслуживания и количества в этом районе населенных пунктов, национального состава населения. В особо сложных условиях обслуживания жителей ранее было предписано создавать как публичную библиотеку, так и ее филиалы в небольших населенных пунктах. Предполагалось даже размещение одной библиотеки всего на 250 жителей, если территория относилась к числу труднодоступных и малонаселенные пункты отличались большой разбросанностью. Для многонационального населения необходимый объем библиотечного фонда устанавливался на 20% выше, чтобы была возможность закупать литературу на языках нескольких народностей. Очевидно, что отмена всех этих нормативов негативно скажется на дальнейшем развитии сети библиотек.
«Часто библиотеки в отсутствие других социальных объектов становятся единственным местом культурной жизни населения, ведь там проводятся встречи, мастер-классы и музыкальные вечера», – заявила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – И несмотря на то, что сегодня люди все больше ориентируются на информационные технологии, это не повод сокращать пространство невиртуальной социализации. Тем более что библиотеки все активнее перестраиваются на новые форматы работы с читателями. Методические рекомендации, принятые Министерством культуры РФ, эти тенденции не учитывают и направлены не на развитие, а на сокращение уже имеющихся возможностей».
В новой методике Министерства образования и науки отсутствует норматив числа мест в группе детского сада, (раньше он составлял от 10 до 20 мест). Это позволяет проектировать и строить детские сады с большой площадью игровых комнат без ограничения числа детей в группе, открывает дорогу к формированию групп в 25 человек и выше, не увеличивая при этом количество педагогов. При этом повышается нагрузка на персонал, а качество образования и воспитания малышей снижается. Сейчас проблема с переполненностью групп, а также недостатком персонала остро стоит в ряде регионов, например в Республике Бурятия. Как руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Наталья Сандакова в Республике Бурятия в январе провела рейд по нескольким детским садам с целью проконтролировать плотность групп.
«Руководство дошкольных учреждений уверяет, что 30–40% детей болеют и не ходят в детский сад, на это и расчет. Но, на наш взгляд, именно такая скученность детей и способствует развитию болезней. Кроме того, является недопустимой ситуация, когда на 30 воспитанников приходится всего один воспитатель. Такая ситуация сложилась в процессе оптимизации персонала с целью повышения заработной платы. Мы также неоднократно говорили о том, что в некоторых районах ведется активная застройка, но при этом не строятся ни детские сады, ни школы. Очевидно, что необходимо вменять в обязанность застройщикам обеспечивать такие районы необходимыми социальными объектами», – отметила Сандакова.
В текущем учебном году отмечались случаи чрезвычайной перегруженности не только детских садов, но и школ первыми классами. Так, в одной из школ подмосковного Одинцова их насчитывалось девять, а в одном образовательном учреждении Краснодара зафиксированы рекордные 19 первых классов. При этом есть вероятность, что позитивные изменения, предусмотренные методикой, не станут для регионов руководством к действию. Впервые появившаяся норма обеспечения организациями дополнительного образования – 75 мест на 100 детей – рискует остаться на бумаге.
«Механизм установки справедливых норм обеспечения социальной инфраструктурой должен быть найден. В наших заключениях на доклады правительства мы неоднократно указывали как на остроту проблемы, так и на недостаточность и непоследовательность мер, принимаемых для ее разрешения. Считаем, что правительство должно продолжить работу над поручениями президента РФ, которые подразумевают создание четкой системы размещения объектов социальной сферы, и доработать методики размещения соцобъектов таким образом, чтобы они способствовали расширению возможностей для жителей России. Требуется обоснованный и обязательный для регионов подход к обеспечению людей необходимым количеством школ, детсадов, домов культуры, библиотек, других объектов социальной сферы», – заключила Духанина.