Со слов пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова стало известно, что против президента России Владимира Путина готовится мощная информационная атака. Авторы характеризуют готовящийся к публикации материал как «объективный» и «сенсационный». Информационный вброс может появиться в ближайшие дни. Публицист Егор Холмогоров и социолог Ольга Крыштановская прокомментировали эти слухи.
«Мне кажется довольной странной попытка штурмовать позиции нашей власти через компромат. Все ведь отлично понимают, что подобные вбросы в западной прессе связаны с принципиальными внешнеполитическими расхождениями России и Запада, и в этих внешнеполитических расхождениях тот консенсус, который создается внутри нашей страны, однозначно играет на Путина. Грубо говоря, любые нападки Запада на Путина делают нашего президента сильнее, потому что они вновь активизируют вопрос о том, чей Крым, надо ли поддерживать Донбасс и так далее», — сказал публицист Егор Холмогоров.
«Соответственно, нападки на Путина являются для нашего же общества сигналом о том, что он принципиально стоит на защите национальных интересов, и общество еще сильнее уважает его за это. То есть, нападая на Путина, западная пресса только повышает его рейтинг внутри страны. Трудно себе представить какой-то компромат, который в данной ситуации сам по себе выглядел бы более убедительно, чем возникающее от него ощущение западной информационной и дипломатической агрессии», — добавил эксперт.
«При этом именно сейчас наблюдается волна протеста среди рядовых граждан стран Запада против своих мейнстримных СМИ и против их тенденциозности и манеры обрабатывать мозги касательно России. Все большее количество людей следует „трамповским“ путем и заявляет: „давайте не будем покупаться на свою собственную пропаганду, давайте будем подходить к России реально и рационально, и в первую очередь скажем, что она очень хорошо работает в отношении Асада“. Обратите внимание на вчерашнюю колонку мэра Лондона Бориса Джонсона, одного из ведущих деятелей консервативной партии, где написано примерно так: „Да, Асад ужасный тиран и так далее, но при этом большое ему спасибо, что он освободил Пальмиру от ИГИЛ“. То есть, формула „да, это ужасные люди, но лучше давайте будем иметь дело с ними, чем террористы разнесут все на свете“ и у Джонсона звучит, и у Трампа, и много у кого еще.
В этом смысле попытки очернять личность Путина не сработают. Потому что те же Джонсон и Трамп скажут: „Ну вот, вы подтвердили еще раз наш взгляд на Путина, что он ужасный, но зато он вместе с Асадом освободил от террористов Пальмиру, его войска бьют боевиков, россияне — люди, с которыми можно иметь дело. Отстаньте от нас с этим компроматом“. Так что очередные выстрелы антипутинских измышлений, попыток как-то его оклеветать вообще никакого эффекта не дадут», — подытожил Холмогоров.
«Я постоянно общаюсь с западными журналистами и дипломатами. И те вопросы, которые их интересуют, для меня — это своего рода камертон, постоянно настроенный на поднимаемую ими тематику. Когда начался процесс воссоединения Крыма с Россией и взлет рейтинга Путина, они все спрашивали: а это правильный рейтинг или это заказ Кремля? Где-то полгода или, может быть, больше они искали какие-то доказательства, что рейтинг ненастоящий, поддельный, заказной. Но потом все домыслы были опровергнуты, поскольку не один исследовательский центр изучал общественное мнение, а несколько. Включая западные институты, которые проводили здесь у нас исследования на всероссийском уровне и убедились, что это действительно так», — рассказала социолог Ольга Крыштановская.
«Следующая ситуация — пошли вопросы чередой, от одного, третьего, пятого, все журналисты звонят: „Есть раскол в российской элите или нет?“ Я отвечаю, что наоборот, сейчас отмечается консолидация. Они: „А вот, может быть, другие группы, либералы выступают против?“ В общем, постоянно ищут повод для создания „сенсации“.
Когда я только приступила к исследованию элит, еще не понимала, почему журналисты так интересуются данной темой — я принимала в день по 100 звонков. Их интересовало, почему в составе элит начала расти доля силовиков. Журналисты проявляли колоссальный интерес. Постоянно, по 10–15 раз в год приглашали меня на конференции. Потом, при Медведеве количество силовиков в элитах стало снижаться, и эта тема сразу же перестала всех интересовать. Я заявляю тему на международном уровне, на конгрессе — тишина, ни одного вопроса, им скучно. То есть даже в научной среде, в данном случае в области социологии, чувствуется, я бы сказала, политический заказ», — добавила Крыштановская.
«Я думаю, поняв, что раскол элиты не предвидится, что с оранжевой революцией не выйдет, что рейтинг Путина настоящий, заинтересованные персоны продолжили искать варианты, которые помогли бы им пошатнуть ситуацию. Мешает им лично Путин из-за того, что он сильный лидер и пользуется поддержкой в обществе, проводит активную геополитическую линию. Значит, он лично является помехой. Поэтому удар будет нанесен, я нисколько не сомневаюсь, лично против него», — закончила эксперт.