В пятницу, 6 мая, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса о том, как граждане России оценивают политические партии в последние полгода. Опрос показал положительную динамику рейтинга парламентских партий, и отсутствие динамики для непарламентских партий. Результаты исследования прокомментировали ведущие политологи и эксперты.
В рейтинге электоральных предпочтений граждан РФ «Единая Россия» устойчиво сохраняет лидирующую позицию. В апреле уровень поддержки партии вырос до 47,4%, для сравнения, в марте он находился на уровне 46%. Рейтинг КПРФ в декабре — феврале держался на уровне 8,4−8,8%, в марте отмечался небольшой всплеск (до 10,3%), в апреле же среднее значение составило 9,6%. ЛДПР за полгода в целом укрепила позиции: уровень поддержки вырос с 6,5% до 9,6%. Показатель «Справедливой России» прибавил не столь существенно: с 5,3% до 6,2%, соответственно. Непарламентские партии не показывают особого роста поддержки, в апреле у них было 4,9% (в декабре — 4,3%).
«Главным выводом свежей социологии ВЦИОМа является определенный рост рейтинга ЕР, который приближается уже к 50%. Это неплохие показатели, особенно, если учесть непростую экономическую ситуацию. Нельзя не обращать внимания на тот факт, что партию возглавляет премьер-министр, в этом плане критика правительства могла бы перенестись на „Единую Россию“, но партии удается избежать этой проблемы, и это для нее очевидный плюс.
Конечно, сказалась и кампания по отбору кандидатов на праймериз, потому что это хороший информационный повод. Партия напоминает о себе, показывая новые лица, ротацию кадрового состава. ЕР пытается изобразить структуру, которая инкорпорировала новые популярные фигуры. И самое главное, что демонстрируется процедура публичного отбора в кандидаты, что, как мы видим по данным ВЦИОМа, население воспринимает позитивно», — отметил Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Я бы отметил еще один фактор — Владимир Путин аккуратно, но все-таки поддерживает партию. Это тоже достаточно серьезный аргумент. Потому что президент, однозначно, самый популярный политик в стране, и к его мнению жители страны прислушиваются очень внимательно. Он, как мы знаем, посетил партийное мероприятие в контексте подготовки праймериз, но самое главное — во время „Прямой линии“ сказал о том, что ЕР остается ведущей партией. То есть, по сути, поддержал ее как основную, доминирующую политическую силу в стране, и это тоже весьма позитивно сказалось на ее рейтинге. Так что увеличение электоральной поддержки закономерно, и я думаю, что скоро показатели поддержки ЕР преодолеют 50-процентный рубеж», — добавил эксперт.
«Второй вывод из итогов проведенного опроса — неплохо себя чувствуют и три оставшиеся парламентские партии. Судя по всему, они проходят в Госдуму. Что касается коммунистов, то у них есть базовый стабильный электорат, я думаю, они точно попадут в Госдуму. Другое дело, что, возможно, амбиции Геннадия Зюганова простираются дальше 5%, но здесь коммунистам нужно думать, как привлекать новых избирателей. Судя по опросам, партии это не удается, но то, что в парламент она пройдет, это ясно», — сказал Симонов.
Симонов также считает, что хорошим подспорьем для ЛДПР послужил круглая дата, 70 лет Владимиру Жириновскому — «Любопытно, что мы видим приличный рост у партии Владимира Жириновского. Здесь, я думаю, может сказываться и его юбилей».
«Что касается непарламентских партий, то здесь ситуация очень грустная вырисовывается. Пока мы видим только четыре партии в Госдуме, надежды на прохождение пятой особо нет. Все непарламентские партии находятся в общем условном „мешке“, и даже все вместе они за 5% не выходят», — добавил Симонов.
«Обращает на себя внимание в первую очередь тот фактор, что, похоже, впервые за долгое время социологических исследований сравнялись рейтинги ЛДПР и КПРФ. Это, пожалуй, сенсационное указание на то, что политика, проводимая Жириновским и Зюгановым, разделяется достаточно схожими кластерами.
Рост „Справедливой России“ во много позволяет говорить нам о том, что сомнения, которые присутствовали еще в начале года у кого-то по поводу прохождения этой партии в Госдуму, на самом деле не соответствуют действительности. Партия уверенно попадает в нижнюю палату следующего созыва. И сейчас для Миронова (Сергей Миронов, лидер СР — прим. ред.) главное — правильно распорядиться кредитом доверия. Мы понимаем, что электоральный результат будет выше, чем результат соцопроса, то есть здесь можно говорить о цифре даже в 7%, или даже чуть больше. Здесь важно правильно расставить цели, грамотно сформировать региональные списки, перечни выдвиженцев по округам, и так далее. И тогда вполне можно будет сохранить положительный результат», — начал комментарий генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин.
«Что касается „ЕР“, то здесь мы наблюдаем значительный рост. Я считаю, что он связан с праймериз, поскольку кампания „ЕР“ фактически стартовала первой среди всех остальных партий и несмотря на то, что в некоторых регионах праймериз проводятся достаточно формально, в целом все-таки идет реальная борьба, реальная конкуренция. Люди заранее узнают о праймериз, или приходят и слушают „ЕР“, поэтому у партии, конечно, наиболее значительный рост», — добавил Данилин.
«Наконец, что касается ПАРНАСа — все последние скандалы, расколы и прочее привели к тому, что теперь партия не имеет никаких шансов не то что на прохождение в Госдуму, но даже на то, чтобы стать партией второго эшелона.
У „Яблока“ есть тенденция к тому, чтобы повторить путь ПАРНАСА. Конечно, это произойдет в том случае, если они примут в свои ряды сторонников Навального. Если это произойдет, они могут потерять шанс и выйти из числа партий второго эшелона, то есть, из партий, имеющих госфинансирование и претендующих на участие во всех региональных выборах, практически в каждом регионе», — подытожил политолог.
«Очередной рейтинг ВЦИОМ по партиям отражает достаточно любопытные цифры и тенденции. Ну, прежде всего, показатели ЕР: 49% в мае против 45, 7 месяцем ранее. Есть такой интересный феномен — совсем не российский — падение рейтинга безусловного лидера в ходе избирательной кампании. Ярчайший пример из актуальных зарубежных — Хиллари Клинтон, которая пережила массу неприятных минут в ходе противостояния с дедушкой Сандерсом. Так вот, ЕР, чей рейтинг ВЦИОМ еще в декабре оценивал в 52,5% и которая „падала“ всю зиму и почти всю весну, смогла эту тенденцию тактически остановить. Думаю, этому есть комплекс причин. Во-первых — праймериз, их активная подсветка и раскрутка. Во-вторых, мероприятия с Путиным, которые показали, что ЕР была и остается не одной из партий, а все-таки партией президента. Посмотрим, что будет дальше. Но учитывая описанный выше „закон падения рейтинга лидера в ходе избирательной кампании“ важна только и исключительно высота, с который ты неизбежно повалишься. Падать с 50 на процент-другой в месяц и падать с 40 на этот же процент — в итоге получается совсем разный результат и в голосах, и в мандатах. Так что ЕР может праздновать», — сказал заместитель директора Национального института развития современной идеологии Глеб Кузнецов.
«Далее. КПРФ (10,3%) и ЛДПР (10,6%) в начале апреля против 10,7 и 10,5 в мае соответственно. Что и требовалось доказать. Статус второй партии в стране просто так, за бренд и память коммунистам не достанется. По мере развития кризиса и упрощения риторики ЛДПР будет за счет своей той самой „простоты“ набирать. А КПРФ нужно искать какие-то новые формы помимо рекламы решений очередных пленумов и плакатиков „Весна — красна“. Посмотрим, что будет по итогам мая, впрочем. Традиционно 1 — 9 мая дает коммунистам процентик „по старой памяти“. Если в этот раз не даст — впору действительно сильно волноваться и кардинально менять стратегию. А ЛДПР — молодцы. Был бы Лебедев не Лебедевым, а Жириновским 2.0, за партию волноваться вообще бы не пришлось, были бы они вторые в обозримой перспективе. А так — главная проблема в том, что кроме Владимира Вольфовича нет фигур, сопоставимых по масштабности и напору.
Теперь о „Справедливой России“ — 6,4% в мае против 5,8 в декабре. Подросла потихонечку. Думаю, вопрос о прохождении пятипроцентного барьера можно для СР снимать. Региональная повестка вроде „Справедливого ЖКХ“, уход фигур вроде Левичева, легкий тюнинг — и партия не то чтобы в порядке, но не в похоронном настроении это точно», — продолжил Кузнецов.
«Что же касается „непарламентских партий“ — все скопом 5,6. Несчастливы они все по-разному, но в целом и общем — выборами надо заниматься. Повестку надо формулировать. Пока ничего подобного по всему претендентскому фронту не происходит. Скандалы, уходы и выходы туда-сюда людей — это ПАРНАС, апатия — это „Яблоко“. Очевидный кризис лидерства — это „Родина“. Абсурд и нелепица — это „Партия Роста“. Все в сумме и дает ощущение, что настоящая цель для всех непарламентских — это так и не стать парламентскими, а зацепить те самые заветные 3% с госфинансированием и возможностью расслабиться на 5 лет вперед. Кто не зацепит, думаю уйдет со сцены в этот цикл.
В общем, получается, что все идет к тому, что будет 4 фракции как было. Но внутри этого повторения возможны кадровые чудеса, которые дадут одномандатники. Пока — так», — резюмировал эксперт.
«Главный тренд, о котором можно сказать — это то, что ведущие партии, представленные в Госдуме, подтверждают своё центральное положение в избирательной кампании. При этом ЕР укрепляет свое лидерство. Если раньше были какие-то сомнения относительно шансов „Справедливой России“, то движение рейтинговых показателей последнего времени показывает, что эти сомнения должны быть отброшены, потому что позиции партии улучшились. Особенно выросли показатели ЛДПР — им удалось вплотную приблизиться к коммунистам», — прокомментировал результаты опроса ВЦИОМ член экспертного совета фонда ИСЭПИ Алексей Зудин.
«Определенный рост рейтинговых показателей ЕР, скорее всего, объясняется стартом праймериз и тем вниманием, которое предварительный отбор привлек к партии. Наверное, здесь же играет роль тот факт, что и Путин в связи с запуском по всей России открытой модели праймериз встретился с активом ЕР.
Если раньше высказывались какие-то предположения о том, что ПАРНАС и „Яблоко“ располагают определенными шансами попасть в Госдуму, то их нынешние показатели в сочетании с теми событиями, которые происходили вокруг партий, побуждают поставить крест на них как на серьезных участниках выборов. В полной мере это относится к ПАРНАСу, который последнее время плотно окружен скандалами», — добавил эксперт.
«Негативные оценки зарабатывает и „Яблоко“. Здесь партии могут оказать плохую услугу начавшиеся переговоры с Навальным. У „Яблока“ немного козырей, и среди них — сохранение репутации серьезной партии, несмотря на отсутствие представительства в Госдуме и слабый рейтинговый показатель. Переговоры „Яблока“ о каком-либо альянсе с Навальным сводят на нет репутационный капитал, и могут привести к тому, что партия разделит судьбу других аутсайдеров нынешних выборов», — закончил комментарий Зудин.