Обидно Обаме, как ни крути. Неприятно видеть, как Индия активно сотрудничает со страной, которой он объявил экономические и финансовые санкции, о которой он недавно во время выступления перед Конгрессом говорил, что «Россия находится в изоляции, а ее экономика — в лохмотьях».
Журналистов, аккредитованных в Нью-Дели, и зрителей военного парада, состоявшегося на главном проспекте индийской столицы в честь Дня независимости республики, возмутило, что во время торжественного прохождения перед государственной трибуной современной индийской боевой техники и многочисленных подразделений национальной армии, разодетых в самые экзотические одежды, американский президент Барак Обама, сидевший рядом с премьер-министром страны Нарендрой Моди и слушавший его пояснения, равнодушно жевал жвачку. Более того, рассеянно внимая своему визави, что хорошо было видно на экранах телевизоров, вынул ее изо рта, осмотрел, а потом опять отправил в рот.
Что это было, задаются вопросом коллеги? Проявление традиционного американского высокомерия, граничащего с бескультурьем, неуважения к стране и ее традициям или демонстрация недовольства тем, что индийская сторона не учла настойчивых пожеланий представителей американской делегации, которые добивались, ссылаясь на требования безопасности, чтобы в воздухе над парадными трибунами не пролетали боевые самолеты и вертолеты. В Дели по понятным причинам не пошли навстречу этим просьбам — индийцам есть, чем гордиться, и они хотят это демонстрировать всему миру. Потенциальным или реальным недругам и противникам — тоже.
Самолеты в парадном строю пролетели. И какие — российские! Су-30МКИ и МиГ-29К, поставленные Москвой для перестроенного для Индии опять же российским заводом «Севмашпредприятие» фактически с нуля авианосца «Викрамадитья» (в девичестве «Адмирал флота Советского Союза Горшков»), военно-транспортные вертолеты Ми-171. А тут еще по проспекту прошли, громыхая гусеницами, российские танки Т-90С, проехали индийские автомобили с размещенными на них сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «БраМос» российско-индийского производства, прогрохотали самоходные артиллерийские установки, очень похожие на российскую «Мста-С», реактивные системы залпового огня типа «Град» и «Ураган», тоже с российскими корнями… Было, от чего почувствовать себя Обаме неуютно на индийском военном параде.
Правда, американские самолеты над трибунами тоже появились. Тяжелые военно-транспортные С-130 Hercules, недавно купленные Дели у Lockheed. Но вот новых контрактов на поставку 22 ударных вертолетов AH-64E\D Apache, стоимостью 1,4 миллиарда долларов, и 15 военно-транспортных вертолетов CH-
Обидно Обаме, как ни крути. Неприятно видеть, как Индия активно сотрудничает со страной, которой он объявил экономические и финансовые санкции, о которой он недавно во время выступления перед Конгрессом говорил, что «Россия находится в изоляции, а ее экономика — в лохмотьях». А тут такой афронт на весь мир — ни изоляции, ни лохмотьев.
Нельзя же назвать «лохмотьями» ракетные двигатели РС-181, которые в количестве 60 штук на двадцать лет вперед на миллиард долларов закупила, несмотря на санкции, американская компания Orbital Sciences Corporation. Оказалось, как утверждает президент ракетно-космической корпорации «Энергия» (производитель этих двигателей) Владимир Солнцев, что без них основная «лошадка» NASA американская ракета-носитель Antares, которая выводит на околоземную орбиту спутники различного назначения, не может летать в космос. Так же, как не могут летать без российского ракетного двигателя РС-180 и американские ракеты Atlas II и Atlas III.
Сколько копий было сломано в Конгрессе и Пентагоне, обсуждая запрет на закупки этих двигателей в России. Министр обороны США Чак Хейгел божился, что в ближайшие два-три года американская промышленность разработает свой новый двигатель и откажется от русских. Выяснилось, быстро сказка сказывается, — не так быстро дело делается. Для того, чтобы высокотехнологичная американская оборонная промышленность с такими гигантами, как Boeing, Lockheed и General Electric сумела создать свой двигатель, нужно, как минимум, лет десять и десятка полтора миллиардов «баксов». Раньше — никак.
Самое любопытное в этой истории то, что Россия по договору с США передала лицензию и технологию на производство РС-180 и РС-181 американской стороне для того, чтобы она производила их на своих предприятиях. В частности, на заводах фирмы Pratt and Whitney. Американские правила запрещают отправлять в космос ракеты, на которых стоят комплектующие иностранного производства. Но выяснилось, что даже такая известная фирма, как PW, сделать такие двигатели не может. Пришлось создавать совместное предприятие — AMROS, где к российскому движку цепляют табличку Made in USA, и тогда можно отправлять ракеты к Плутону, к Луне, Марсу, Юпитеру… Все эти американские ракеты летали туда на российских двигателях РС-180. Точнее, по выражению Обамы, «на лохмотьях» от российской экономики.
Кстати, еще немножко об этих «лохмотьях», которые, как жвачку, пережевывает президент США. 40 процентов потребности в титане американской компании Boeing и ее комфортабельных пассажирских лайнеров B-777 и B-787, 60 процентов европейского концерна EADS (создателя широкофюзеляжных самолетов А-380, а также А-350 и других «Аэробусов»), 100 процентов бразильской авиастроительной компании Embraer и других высокотехнологических фирм, работающих в области аэрокосмической промышленности, энергетики, химического машиностроения, добычи нефти и газа, обеспечиваются российским предприятием «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Причем, Россия поставляет этим фирмам не просто титановые отливки, а уже вчистую обработанные детали. В частности, основные комплектующие для шасси самолетов или конструктивные элементы фюзеляжа. Санкции США, как бы ни обострялись отношения между Вашингтоном и Москвой, на предприятия уральской корпорации почему-то никогда не распространяются. Так же, как на участие американцев в программе МКС.
Можно напомнить гордящемуся своей исключительностью президенту Бараку Обаме, что половина ядерного топлива, которое используется на американских атомных электростанциях, поступило в США из России. Из ядерных боеголовок, выведенных из боевого состава отечественных СЯС. 10 процентов электроэнергии, выработанных всеми американскими электростанциями, генерируется именно на них, из высокообогащенного урана, превращенного в низкообогащенный. И когда этот источник будет исчерпан, а исполнение российско-американского контракта ВОУ-НОУ подходит к концу, не ясно, где Вашингтон будет еще брать ядерное топливо для своих электростанций.
Изолировать Россию, несмотря на все мечты Барака Обамы, не удалось. Разнести в клочья ее экономику и оборонно-промышленный комплекс — тоже. Как бы и кто бы ни старался. Недавно вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия» говорил о том, что «еще года три тому назад было много смешков по поводу состояния нашего оборонно-промышленного комплекса, и все считали, что мы в лучшем случае кастрюли можем делать». «Но сейчас совсем другое дело. Уже Соединенные Штаты реально обеспокоены нашими планами по перевооружению вооруженных сил. Причем не просто планами. Это не прожекты, а реальные объемы и качество техники, которое растет из года в год», — сказал он.
По словам вице-премьера, только в 2014 году Россия произвела 170 самолетов, из которых 42 гражданских, а остальные боевые; 289 вертолетов, из них 30 гражданских; 87 кораблей, судов и морской техники, из них 50 гражданских; пять подводных лодок, из которых две на экспорт во Вьетнам. На орбиту выведены 80 космических аппаратов, осуществлены 52 пуска с территории России и Байконура и выпущены десятки межконтинентальных баллистических ракет. «Это не считая пушек, пулеметов, боеприпасов — всего того, что необходимо вооруженным силам позарез», — заметил Рогозин. Еще в 2010 году это «были единицы», сказал он.
Руководитель Военно-промышленной комиссии при правительстве особо подчеркнул, что слова президента США о том, что российская экономика «разорвана в клочья» необоснованны. «Обама нас там как Тузик грелку обещал разорвать, — напомнил Рогозин. — Не разорвет теперь, он уже сейчас не может этого сделать». ВПК не в руинах. Сейчас у нас работают 1350 предприятий военно-промышленного комплекса, которые активно перевооружаются на новые технологические линии и станки. На них приходят молодые инженеры, конструкторы, технологи и техники. Растет конкурс в технических вузах. Это все свидетельство возрождения российской «оборонки».
От себя добавим еще несколько фактов.
«Изолированная» и «разорванная в клочья» отечественная оборонная промышленность поставила в прошлом году в Ракетные войска стратегического назначения три ракетных полка, вооруженных новыми ракетными комплексами «Ярс». Это восемнадцать межконтинентальных стратегических ракетных комплексов РС-24, каждый из которых может нести к цели 3−4 ядерных боевых блока индивидуального наведения. Военные называют их «разделяющиеся головные части индивидуального наведения» (РГЧ ИН). Кроме того, в боевой состав дальней авиации введены семь модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, а в состав сил постоянной готовности Военно-Морского флота новейший подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Им осуществлено три успешных пуска ракеты «Булава». А, кроме него, в боевом строю ВМФ есть еще «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Заложено строительство еще двух подобных крейсеров «Князь Владимир» и «Князь Олег»…
Напомню, ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955\955А класс «Борей», к которым относится «Юрий Долгорукий» и его побратимы из «княжеской дружины», могут нести на своем борту по 16 межконтинентальных ракет Р-30 «Булава», на каждой из которых может быть до десяти ядерных боевых блоков (РГЧ ИН). А всего стратегические ядерные силы, по словам министра обороны России Сергея Шойгу, получили в прошлом году тридцать восемь межконтинентальных баллистических ракет, в том числе двадцать две для подводных лодок. Их оснащенность современными образцами вооружения доведена до пятидесяти шести процентов.
Боевые возможности Вооруженных сил в минувшем году увеличились в 1,3 раза. И это касается не только сил стратегического ядерного сдерживания. Например, в силах общего назначения развернута самодостаточная группировка войск в Крыму. На полуострове в дополнение к имеющимся силам и средствам создано семь соединений и восемь воинских частей различного предназначения. Среди них полки зенитно-ракетных комплексов С-300, истребительной и бомбардировочной авиации Су-30 и Ту-22М3, другие части. Российские войска вернулись в Арктику. Они начали контролировать северный морской путь, защищают экономические интересы страны за полярным кругом. Для несения службы мотострелкам, воинам ПВО, связистам, морякам на архипелагах т островах Северного Ледовитого океана созданы для этого все условия. Новые высокоэффективные радиолокационные станции высокой заводской готовности Системы предупреждения о ракетном нападении «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ» заступили на боевое дежурство под Санкт-Петербургом, Калининградом, Армавиром, Иркутском, Барнаулом, Енисейском. Они контролируют воздушное, надводное и космическое пространство в радиусе шести тысяч километров. И все это тоже, как надо понимать американского президента, итог работы «разорванной в лохмотья» российской экономики.
Что можно сказать по этому поводу? Только вспомнить народную поговорку — иногда лучше жевать, чем говорить. Простим Бараку Обаме его привычку жевать на людях жвачку, даже на таких торжественных мероприятиях, каким был парад в честь дня независимости Индии. Говорят, таким образом он избавляется от привычки к курению.
Пусть жует. А то еще опять начнет курить. И, не дай бог, не только Camel или Winston.
Виктор ЛИТОВКИН, военный обозреватель ТАСС