28 марта, четверг

Вперед, к уездам

03 ноября 2014 / 20:25

Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив выдвинул предложения по реформированию законодательства о местном самоуправлении. По мнению экспертов фонда, необходимо вернуть деление городов на районы, а районы областей объединить в уезды. Также предлагается облегчить процедуру отзыва глав муниципалитетов и депутатов.

Круглый стол Комитета гражданских инициатив  «Местное самоуправление в России: пути дальнейшего развития» состоялся сегодня в Москве.

По мнению экспертов фонда Кудрина, нужно отойти от избыточной унификации форм местного самоуправления. При этом первая часть его предложений направлена на усиление роли граждан в местных делах. Для этого предлагается снизить предельное количество подписей, которое необходимо собрать для проведения местного референдума, а также разрешить проводить голосования по важным вопросам внутри территориальных единиц муниципального образования. Уверены эксперты и в том, что население должно иметь право запросто отозвать несправившегося главу муниципалитета или депутата. Более весомую роль должны получить и публичные слушания.

Для более эффективной работы местного самоуправления Фонд Кудрина предлагает исключить из числа вопросов местного значения функций,  не свойственных местному самоуправлению. «В частности, функций по обеспечению безопасности, которые являются государственными и должны быть закреплены именно за органами государственной власти», - говорится в докладе.

Наиболее интересные предложения фонда касаются территориальной организации местного самоуправления. Эксперты, в частности, предлагают ввести уезды в качестве межрайонного уровня организации государственной власти (федеральной и региональной).

«В последние годы основные федеральные органы, с которыми чаще всего сталкиваются граждане укрупнили свои  территориальные подразделения – перешли от преимущественно районной, к преимущественно межрайонной организации. При этом территориальные «кусты» у каждого органа разные, сформированные часто без учета интересов жителей и обеспечивающих  только  комфортную работу руководителей самих территориальных органов. Административно-территориальные единицы, которые по своему территориальному масштабу адекватны дореволюционным районам, уже фактически формируются исходя из практической потребности в них, но вне законодательного поля. Пора ставить вопрос об их системной организации и введении в правовые рамки», - считают в фонде.

Также кудринцы считают необходимым закрепить в федеральном законе процедуры преобразованиямуниципального района в городской округ и городского округа в муниципальный район.

Предлагается ввести новый тип муниципальных образований – внутригородских территорий городских округов, но при обязательном соблюдении следующих условий: 1) создание внутригородских муниципальных образований не должно стать обязательным для всех городских округов; 2) решение о создании внутригородского муниципального образования должно приниматься населением (представительным органом) городского округа и закрепляться в его уставе; 3) представительный орган местного самоуправления должен принимать решение о списке вопросов местного значения, решение которых передается внутригородскому муниципальному образованию из закрепленного в федеральном законе общего перечня таких вопросов.

Не осталась без внимания фонда и структура органов местного самоуправления. Он предложилрасширить перечень вариантов структуры органов местного самоуправления (помимо моделей «сильного мэра» и «сити-менеджера» возможно закрепление модели «сильного магистрата/исполкома»);исключить из перечня вариантов структуры органов местного самоуправления «гибридной модели» (избираемый населением глава в сочетании с наличием самостоятельного главы администрации, работающего по контракту);изменить принцип применения модели «три в одном» (при которой глава представительного органа одновременно возглавляет местную администрацию) – разрешение использовать ее не только в сельских поселениях, но и в небольших городских поселениях (с численностью избирателей до 10/50 тыс. чел.).

В ходе обсуждения доклада президент Фонда «Республика» Сергей Цепляев предложил перераспределить полномочия и финансовые возможности уровней власти на паритетной основе: треть – федеральному центру, треть – регионам, треть – муниципалитетам.

«У нас финансово самодостаточных муниципалитетов – 3%. В основном же имитация, хождение и попрошайничество», - посетовал он.

Цепляев подчеркнул важность районной структуры городов. По его словам, районирование находится в мировом тренде. «На районном уровне обеспечивается качество жизни. Без них в больших городах возникает бюрократизация и качество жизни снижается», - убежден он.

В то же время эксперт с осторожностью воспринял идею создания уездов. «Если создадим уезды, то туда могут быть стянуты полномочия и они могут задавить местное самоуправление», - предупредил он.

Раскритиковал Цепляев и облегченную процедуру отзыва глав муниципалитетов и депутатов. По его мнению, это приведет к непрекращающимся избирательным кампаниям и параличу управления. «Должна присутствовать ответственность у избирателя. Кого избрали – с тем и живите», - подчеркнул он.

Закончил свою речь Цепляев традиционным заявлением о том, что без местного самоуправления Россия не сможет стать демократическим государством, а будет скатываться к авторитаризму.

Реплики главы фонда Алексея Кудрина коснулись само собой вопроса финансов. Он привел данные, согласно которым 10% субъектов обеспечивают собираемость 60% налогов. Поэтому уменьшение объема перераспределения ничего не даст для большинства территорий, а многие обречет на безысходность. Дотации обеспечивают регионам инвестиции в инфраструктуру, но в последние годы большая часть этих денег уходит на финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда (1,3 триллиона рублей) и перевооружение армии (дополнительные 2,8 триллиона к 2015 году).

Звучали на круглом столе и более скептические мнения. Многие утверждали, что в России использованы чуть ли не все возможные формы местного самоуправления и предложения экспертов идут по кругу. Тем не менее, было решено продолжить работу и выдвигать новые предложения.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также
колонка