21 ноября, четверг

Сельхозпроизводители обеспокоены борьбой с ростом цен

27 августа 2014 / 20:56

С мясом птицы все хорошо, со свининой и говядиной – не очень. Отечественные сельхозпроизводители готовы обеспечить продовольственную безопасность страны, но просят инвестиций и обеспокоены попытками административного регулирования цен на их продукцию. Таким был общий лейтмотив выступлений на круглом столе в Общественной палате, посвященном деятельности АПК в условиях контрсанкций.

Представители практически всех отраслевых союзов в Общественной палате резко высказались против попытки искусственно регулировать цену на их продукцию. По их словам, такая практика имела бы смысл после ограничения роста тарифов на электричество, ГСМ и другие издержки, а также в условиях контроля над оптовиками и ретейлерами. В противном случае фиксация цены будет производиться исключительно за счет аграрного сектора, что в конечном итоге убьет стимулы к его развитию. Это будет иметь мало общего с обеспечением продовольственной безопасности. Притом, что рентабельность в АПК и так невысокая.

Так, по словам главы Российского птицеводческого союза Владимира Фисинина, норма прибыли в птицеводстве составляет всего 5%. Тогда как производство мяса птицы по сравнению с 1990 годом увеличилось более чем вдвое. Если в 90-м жители РСФСР потребляли 12,4 кг мяса птицы (из них 400 гр приходилось на импорт), то сейчас – 28 кг (из них 26 кг – отечественная продукция). Более того, Россия вышла на четвертое место по производству этого вида мяса, приблизившись к лидерам – США, Китаю и Бразилии.

Птицеводы готовы полностью обеспечить потребность жителей России в курятине, но спрос может увеличиться, если цены на другие виды мяса будут расти. А в случае со свининой цены уже растут из-за эпидемии африканской чумы свиней и других болезней, выкашивающих поголовье этих парнокопытных. Как сообщил руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, Китай в этом году потерял 4,5 миллиона голов (это в два раза больше чем ежегодно забивается в России), и теперь вынужден массово скупать свинину на внешнем рынке. Поэтому цены на поставки бразильской свинины в Россию выросли на 20%, по отдельным видам на 30%, а на субпродукты – на 50% и даже на 100%.

«Где вообще Россия будет брать свинину, если не будет производить сама? Надежды на то, что Аргентина, Турция или Бразилия что-то нам привезут по дешевке – тщетны. Будут выжимать последнюю копейку», - посетовал он.

По словам Юшина, единственный способ не зависеть от внешней конъюнктуры – развитие собственного производства.

Исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов резко высказался против административного контроля над ценами. «Если мы будем жестко контролировать исключительно административными методами, то часть рынка уйдет в тень и у производителей возникнут проблемы с сырьем», - сказал он.

Белов признал, что цены на молочную продукцию выросли быстрее всех – на 20-30%. И если цельномолочной продукцией Россия может обеспечить себя полностью, то потребности граждан в сыре и масле на 20-40% удовлетворяются за счет импорта. Правда, большая доля импорта приходится на Белоруссию.

По словам представителя «Союзмолоко», отрасль нуждается в 600 миллиардах рублей инвестиций до 2020 года, что позволит обеспечить рост производства на 4% в год. При сохранении нынешнего уровня инвестиций в лучшем случае произойдет стабилизация.

«Основной плюс от санкций – поиск новых программ и подходов к развитию отрасли», - отметил он.

Гендиректор Национального союза производителей говядины Денис Черкесов посетовал на то, что в потреблении говядины самая большая доля импорта (27%), а цены на нее упали даже ниже уровня 2012 года. Поэтому Черкесов не видит повода для производителей говядины подписывать соглашение о замораживании цен.

Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский высказался еще резче. «Я не буду подписывать ценовые соглашения, пока не будет снижена цена издержек. Почему мы вообще должны ставить этот вопрос в повестку дня? Сколько можно заниматься подавлением ценообразования? Надо разжать тиски – и экономика выпрямится. Удержим цены – уничтожим стимулы и не получим импортозамещение», - заявил он.

Юшин назвал позицию Злочевского антисталинистской. «Это Сталин забирал за бесценок продукцию у крестьянства», - утверждал он.

Замглавы Союза участников рынка картофеля и овощей Татьяна Губина поделилась опытом работы в условиях запрета Роспотребнадзора на импорт картофеля из ряда стран. По ее словам картофель из Нидерландов быстро был замещен, но не отечественным, а сербским, азербайджанским, марокканским и израильским. Появилась даже картошка из Бангладеш и Эквадора. «Я уже не говорю о Белоруссии, в которой переклеивают ярлыки», - сообщила она.

«Мы не защищены абсолютно, а нас заставляют подписывать соглашение о ценах», - посетовала Губина.

В любом случае, по мнению участников круглого стола к проблемам АПК нужно подходить системно, вне вопроса контрсанкций.

«Санкции введены только на год. Они могут быть отменены или изменены в любой момент. Необходимо долгосрочное планирование на 3-4 года. Только оно может дать результат», - заключил Фисинин.

Андрей Тихонов
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также