Последние несколько дней активно подводятся официальные итоги работы российской автопромышленности в 2013 году, ставшего для отрасли, по меньшей мере, непростым. Однако давать однозначные оценки, несмотря на огромные объемы данных, крайне сложно, т.к. и цифры и оценки экспертов, зачастую, противоречивы. Центр политического анализа попытался разобраться в ситуации.
Начнем с официальных показателей. Согласно статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), в минувшем году в России суммарный объем продаж произведенных на территории страны автомобилей сократился на 5,5% (было продано 2,78 млн авто). Позитивная динамика наблюдалась только в декабре – было продано на 4% машин больше, чем в том же месяце в 2012 году. Несмотря на относительно позитивный финал года, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер считает, что продажи продолжат сокращаться и в 2014 году. Ожидается, что будет продано 2,73 млн авто.
Лидер российского автопроизводства АвтоВАЗ, по данным АЕБ, в минувшем году просел по продажам на 15%. И хоть АвтоВАЗ и остается лидером отечественного автопрома, его доля заметно сократилась: с 18,3% в 2012 году до 16,4% в минувшем. АвтоВАЗ все сильнее подпирают трое растущих конкурентов-производители из той же ценовой категории: Renault (7,6% рынка), Kia (7,1% рынка), Hyundai (6,5% рынка). Зато сразу три позиции потерял прежний ближайший соперник российской марки Chevrolet. Его доля на рынке сократилась до 6,3%.
Как поясняет директор консалтингового агентства «Автокадр» Татьяна Григорьева, изменения позиций среди конкурентов АвтоВАЗа произошли по объективным причинам.
«Посмотрите на последние модели Kia или Hyundai, например, Solaris. В обеих компаниях за внешний вид отвечает бывший главный дизайнер Audi Питер Шрайер. В итоге клиент получает красивый дизайн и полный «фарш» за 400-500 тысяч рублей. Там и подогрев руля, сидений, зеркал. Полная комплектация по цене, которая намного конкурентнее, чем у Chevrolet. Плюс у Kia или Hyundai каждый год выходят новинки, которые очень четко таргетированы под наш рынок. У них есть линейки богатого класса, среднего и дешевого. У Chevrolet в этом году такого хорошего микса, который позволил бы удержать позиции, не было. Не было у них и флагмана, который позволил бы всей марке вырасти», - говорит она.
Что касается отечественной Lada, то, по мнению Григорьевой, марка допускает маркетинговые проколы.
«С каждым новым обновлением (модельного ряда Lada– ред.) цена на их модели растет. Renault, Kia и Hyundai им дышат в затылок по цене. Когда у человека есть 300 тысяч рублей, что ему на них купить? Lada или чуть дороже, но «нафаршированную» Kia? Большинство предпочитают иномарку, - объясняет она. - На мой взгляд, Lada очень тяжело удержаться в своей ценовой нише, то есть быть дешевле ближайших конкурентов. Разница должна быть хотя бы в 100 тысяч рублей. Если перед человеком встает вопрос: купить сейчас Lada или подкопить еще 100 тысяч и купить Renault или Kia, он, может быть, и сделает выбор в пользу российской марки. А если такой разницы нет, то сомнительно».
Соглашается с коллегой и президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко. По его мнению, продукция мирового автопрома становится привлекательнее, чем отечественного.
«Основная причина падения продаж АвтоВАЗа - его устаревший модельный ряд. На фоне других производителей, работающих в этом же ценовом сегменте, товарные предложения российского производителя выглядят менее интересными для потребителя»
Кроме того, в последние годы устранилась проблема недоступности сервисного обслуживания иномарок в глубинке, добавляет эксперт.
Подтверждает, что для АвтоВАЗа самое опасное – это попытки задирать цену и профессор кафедры «Менеджмент» Университета машиностроения (МАМИ) Галина Сорокина.
«На сегодняшний день Lada ориентирована на тот сегмент рынка, на котором она существует и может еще просуществовать долго и счастливо. Главная ошибка – попытка задирать цены и пытаться залезть в сегмент ближе к премиуму. У нас некоторые автопроизводители пытались влезть в премиум-сегмент, что стало для них фатальной ошибкой. Например, в свое время такую ошибку совершил «Москвич»», - говорит она.
Также угрозу представляют нестарые подержанные иномарки из Европы, однако для них по-прежнему действуют серьезные заградительные барьеры в виде пошлин. В остальном серьезных проблем у главного российского автопроизводителя эксперт не видит.
«Во-первых, АвтоВАЗ остается абсолютным лидером российской автопромышленности», - считает Сорокина. «Рост в 200-300%, который показывают китайцы, занимающие 3-4% рынка - это ничто по сравнению с 20% АвтоВАЗа», - поясняет профессор. Во-вторых, в пользу Lada работают инертные настроения россиян.
«Lada будет пользоваться спросом до тех пор, пока у значимой части россиян не изменится отношение к ней, как к первой машине, к которой они привыкли и теперь ничего не хотят менять», - говорит госпожа Сорокина, добавляя, что именно увядание таких настроений в «передовых» Москве и Санкт-Петербурге во многом обусловил спад продаж АвтоВАЗа по итогам года.
Иного мнения относительно рисков для Lada от ценовых колебаний придерживается ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он полагает, что рост цен обусловлен объективными факторами, в частности, ростом тарифов на газ и металл. «Завод старается снижать издержки, но по объективным причинам сделать это не всегда получается», - говорит он.
В то же время, эксперт не уверен, что рост качества продукции и как следствие его цены повредит главному российскому автопроизводителю. «Компания меняется, обновляется модельный ряд, растет качество. Не бывает так, чтобы сразу начали делать «Мерседес» или «Феррари». Когда АвтоВАЗ начнет делать такие по классу машины они и стоить будут столько же, ну может чуть дешевле», - считает Баранов.
Аналогичной логики придерживается и председатель ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрей Фефелов.
«Давайте посмотрим цены на металл, электроэнергию и другие естественные монополии. Не зря же произошло замораживание этих цен (речь о правительственном распоряжении от 2013 года – ред.). Кроме того, зарплату нужно платить, более того, не просто платить, а она должна сохранять покупательскую способность», - сетует профсоюзный деятель.
Разнятся оценки специалистов и по вопросам общего состояния рынка. 14 января на встрече с председателем Совета Объединения автопроизводителей России, гендиректором КамАЗа Сергеем Когогиным премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил: «Наш автопром не только сумел преодолеть совсем кризисную часть своей жизни, но и реально встает на ноги».
Господин Когогин, в свою очередь, сравнивает нынешние показатели с показателями СССР. При сокращении населения в два раза автомобилей стало производиться в полтора раза больше: 1,6 млн автомобилей в лучшие советские годы против 2,5 млн в 2013 году.
«Меры государственной поддержки позволили получить денежный поток, который привел к тому, что мы модернизировали производство и сам продукт», - добавил Когогин.
Среди опрошенных Центром политического анализа экспертов нашлись специалисты, которые согласны с тем, что положение дел даже, несмотря на потери минувшего года, остается позитивным.
Эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что ситуация штатная и называет ухудшение показателя по продажам передышкой после бурного роста 2010-2012 гг. «В первые три посткризисных года – 2010, 2011, 2012 гг – рынок рос очень быстрыми темпами. За это время все, кто хотел, купили машину. Но в 2013 году началась стагнация в экономике страны, что повлияло на положение предприятий, кроме того, сократился спрос, т.к. многие из тех, кто хотел бы купить автомобиль, решили подождать, не понимая, что у них будет с работой», - объясняет он.
Об отложенном спросе говорит и госпожа Сорокина.
«Причина – прекращение ряда программ по поддержке российских производителей. Например, завершилась программа субсидирования государством покупки новых российских машин (речь о возможности получить купон на 50 тысяч рублей в обмен на утилизацию старого автомобиля в любом состоянии – ред.). Для АвтоВАЗа при стоимости 350-500 тысяч рублей за автомобиль 50 тысяч рублей - это была чувствительная скидка»
При этом, по словам господина Баранова, есть все базовые условия для роста российского автопрома уже в 2014 году.
«Что касается перспектив, то основа для роста есть. Заключается она в изменении ситуации в экономике, вроде бы она улучшается. Это можно говорить на основании показателей декабря, которые не совсем уж плохие. А главное – намечаются определенные меры поддержки со стороны государства в адрес того же автопрома. Например, намереваются вернуть программу льготного автокредитования. А главный фактор, который будет доминировать еще, как минимум, 5-7 лет – это неудовлетворенный спрос. Уровень автомобилизации России отстает очень сильно не только от ведущих западных держав, но даже бывших стран социалистического лагеря: Чехия, Польша, Венгрия, Словакия и т.д. Нам есть, куда расти, у нас многие хотят купить машину. Так что база для роста продаж в 2014 году есть», - объясняет Баранов.
Одним из потенциальных рисков для российского автопрома остается вступление страны в ВТО. Прежде всего, как уже говорилось выше, из-за высокой конкурентности рынка подержанных европейских иномарок. На Дальнем Востоке, например, аналогичная ситуация в 1990-е и в 2000-е практически ликвидировала как класс российский автопром. Его практически полностью заменили недорогие японские подержанные иномарки.
Вопросы автомобилизации Дальнего Востока произведенными в России машинами - вообще одна из самых болезненных тем отечественного автопрома. Несмотря на то, что жесткие заградительные пошлины на ввоз «японок» действуют уже несколько лет, а транспортировка продукции отечественного автопрома ведется на льготных условиях, дальневосточный рынок остается практически неосвоенным.
И, тем не менее, определенный прогресс есть. Дилер «Соллерс - Дальний Восток», работающий с рядом производимых в России иномарок, например, Mazda, Ssang Yong и Toyota, уже четвертый год подряд наращивает объемы продаж. В 2013 году было произведено 58,5 тысяч автомобилей.
Есть определенные успехи и в экспорте российских машин. Например, совместное предприятие GM-АвтоВАЗ, производящее популярный внедорожник Chevrolet Niva, в 2014 году планирует поставить на экспорт около 5 тысяч автомобилей, что почти на 25% больше, чем в 2013 году. Правда, речь идет о странах ближнего зарубежья, прежде всего, Белоруссии и Казахстане, которые входят с Россией в Таможенный союз.