26 апреля, пятница

АвтоВАЗ жив и будет жить благодаря инертности потребительского поведения наших покупателей

17 января 2014 / 01:45
начальник отдела маркетинга Московского государственного индустриального университета

Lada будет пользоваться спросом до тех пор, пока у значимой части россиян не изменится отношение к ней как к первой машине.

2013 год, по оценкам многих экспертов, был неудачным для российского автопрома. В то же время, ряд экспертов полагает, что отчаиваться рано. Как вы оцениваете итоги минувшего года?

Если мы говорим про эндемики (российские марки – ред.), то я бы не сказала, что у нас за последние годы произошел спад продаж Lada. Во-первых, по статистике они в минувшем году упали, но это незначительное падение для марки, которая занимает 20% всего рынка. Пока ни один из игроков не владеет такой долей. Рост в 200-300%, который показывают китайцы, занимающие 3-4% рынка, это ничто по сравнению с 20% АвтоВАЗа.

Второе – АвтоВАЗ жив и будет жить благодаря инертности потребительского поведения наших покупателей.

Lada будет пользоваться спросом до тех пор, пока у значимой части россиян не изменится отношение к ней как к первой машине, к которой они привыкли и теперь ничего не хотят менять.

Особенно это характерно для регионов. Москва и Питер более передовые. И именно в столице и, может быть, нескольких других центральных регионах произошло падение продаж Lada. Ну еще Дальний Восток давно отказался от Lada в пользу подержанных иномарок из Японии.

По поводу не эндемиков: я не поддерживаю мнение ряда экспертов, которые жалуются на то, что на российский рынок пустили иностранных производителей (речь о строительстве в РФ заводов иномарок – ред.). Я отношусь к этому положительно, потому что я могу назвать только 2-3 модели, которые были придуманы в России. Все остальные модели мы в свое время содрали с аналогичных западных моделей. АвтоВАЗом это было сделано честно, многими другими марками - нечестно.

Кроме того, мы вообще перестаем ассоциировать те или иные марки с конкретными странами. Да, мы знаем, что BMW - это немецкая машина, но дизайн, например, у нее делают чаще всего итальянцы. А уж сборка где только не размещена! Автомобиль на сегодняшний день стал транснациональным продуктом, и бояться прихода к нам иностранного производства я бы не стала. Для нас это возможность перенять технологии, начиная от автомобильных и заканчивая управленческими или маркетинговыми.

Сейчас многие признают, что нынешний АвтоВАЗ уже совсем не тот, что был 10 лет назад: выросло качество сборки, комплектующих, менеджмента, маркетинга и пр. Но почему же при всем при этом в 2013 году продажи упали на 15%?

У АвтоВАЗа появились конкуренты по цене в лице тех же самых китайцев. На сегодняшний день Lada ориентирована на тот сегмент рынка, на котором она существует и может еще просуществовать долго и счастливо. Главная ошибка – попытка задирать цены и пытаться залезть в сегмент ближе к премиуму. У нас некоторые автопроизводители пытались влезть в премиум-сегмент, что стало для них фатальной ошибкой. Например, в свое время такую ошибку совершил «Москвич».

Кроме того, проблема в том, что рынок просел. Выросло Renault за счет своего Duster’а. Но в целом не так много компаний, которые могут сказать, что в минувшем году в России дали прибавку.

Плюс мы имеем дело с т.н. отложенным спросом. Причина – прекращение ряда программ по поддержке российских производителей. Например, завершилась программа субсидирование государством покупки новых российских машин (речь о возможности получить купон на 50 тысяч рублей в обмен на утилизацию старого автомобиля в любом состоянии – ред.). Для АвтоВАЗа при стоимости 350-500 тысяч рублей за автомобиль 50 тысяч рублей - это была чувствительная скидка. Кроме того, у АвтоВАЗа очень сложная структура баланса, хотя у них весьма улучшился маркетинг.

Как российский автопром пережил первый год в условиях ВТО?

Для автомобильного рынка пока действуют достаточно хорошие заградительные меры Минпромторга. Молодцы! Сработали хорошо. Практически по всем автомобилям пока эти меры действуют. Для грузовых автомобилей они быстрее будут отменены, но наш ГАЗ и КамАЗ находятся в гораздо лучшей конкурентной форме, чем АвтоВАЗ. Но, я думаю, и они тоже укрепятся в своей нише.

Главная угроза АвтоВАЗу – молодые подержанные иномарки. От них сейчас ограждаются различными пошлинами. Если их снять, то АвтоВАЗу придется значительно сложнее. Пятилетний Volkswagen по цене вполне может соперничать с Lada. Но с другой стороны тут для нас скоро появится поддержка из произведенных в России иномарок. Если в ближайшие года 2-3 справятся с валом уже появившихся в РФ подержанных иномарок и быстро обновят свой автопарк, то у них все будет хорошо.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика