Современный АвтоВАЗ - это не то, что мы привыкли видеть 10 лет назад.
В чем причина падения автомобильных продаж в России?
В первые три посткризисных года – 2010, 2011, 2012 гг – рынок рос очень быстрыми темпами. За это время все, кто хотел, купили машину. Но в 2013 году началась стагнация в экономике страны, что повлияло на положение предприятий, кроме того, сократился спрос, т.к. многие из тех, кто хотел бы купить автомобиль, решили подождать, не понимая, что у них будет с работой. Были отложены очень многие покупки товаров долговременного спроса. Автомобиль тут в первом ряду, т.к. от хлеба, картошки и макарон отказаться нельзя, а вот от автомобиля вполне. Человек может продолжить ездить на старом или как-то обойтись.
То есть в 2013 году рынку потребовалась своего рода передышка после бурного роста 2010-2012 гг, что вылилось вот в такие показатели нашего автопрома. В этом нет ничего криминального, нет каких-то управленческих просчетов, нет никаких козней. Это нормальная практика, такое у нас уже бывало.
Это все равно, что требовать от каждого журналиста написать «Войну и мир». Но этого не будет, т.к. большинству дано писать только статьи. А «Войну и мир» напишет один из миллиона. Точно также и требовать от автопрома, чтобы он все время только рос. Это бессмысленно.
Что касается перспектив, то основа для роста есть. Заключается она в изменении ситуации в экономике, вроде бы она улучшается. Это можно говорить на основании показателей декабря, которые не совсем уж плохие. А главное – намечаются определенные меры поддержки со стороны государства в адрес того же автопрома. Например, намереваются вернуть программу льготного автокредитования.
А главный фактор, который будет доминировать еще, как минимум, 5-7 лет – это неудовлетворенный спрос. Уровень автомобилизации России отстает очень сильно не только от ведущих западных держав, но даже бывших стар социалистического лагеря: Чехия, Польша, Венгрия, Словакия и т.д. Нам есть куда расти, у нас многие хотят купить машину. Так что база для роста продаж в 2014 году есть.
Но многое будет зависеть от положения в экономике. Какова ситуация в автокредитовании будет? Что будет с банками? Если они будут только ужесточать условия, то и продажи вверх не пойдут, т.к. большинство у нас используют для покупки автомобилей кредиты. Мало у кого есть средства для приобретения без привлечения займа. Не исключено и то, что передышка автопрома может продлиться отчасти в 2014 году. Прогнозировать можно будет только летом.
Дилеры, продающие российские машины, говорят, что Lada неоправданно дорога при том, что по качеству уступает иномаркам дешевого сегмента. Как вы считаете, есть ли такая проблема?
Вот вы посмотрите статистику АЕБ. Кто там на первом месте? Lada. Какие могут быть еще вопросы? Положение АвтоВАЗа железобетонное. Его покупают в России. Что касается качества, то это спорное утверждение. В кризис 2009 года компания проделала огромную работу. Может быть какие-то отдельные проблемы есть, может быть кто-то подкручивает болтики, когда машина приезжает в салон с завода, но я сомневаюсь. У Lada сменилось огромное количество поставщиков, и сейчас комплектующие ей поставляют иностранные производители. Ужесточилась политика качества компании.
Современный АвтоВАЗ - это не то, что мы привыкли видеть 10 лет назад, не говоря уже о более отделенных временах.
Что касается цены, то все вокруг растет: тарифы на газ растут, металл растет. Завод старается снижать издержки, но по объективным причинам сделать это не всегда получается.
Компания меняется, обновляется модельный ряд, растет качество. Не бывает так, чтобы сразу начали делать «Мерседес» или «Феррари». Когда АвтоВАЗ начнет делать такие по классу машины они и стоить будут столько же, ну может чуть дешевле.