В 2008 году у нас был средний класс, потом мы его потеряли. А основные потребители автомобилей – это как раз этот самый средний класс.
Эксперты, комментируя ситуацию в российском автопроме по итогам 2013 года, высказывают очень противоречивые оценки. Как вы считаете, какова объективная картина?
Год, действительно, был непредсказуемым. И 2014 год обещает быть таким же. Тем не менее, я бы не стал говорить, что отечественный автопром просел. Это все предполагалось. Нечто подобное происходило во всех странах Европы, где сначала действовали меры государственной поддержки национального автопрома, а потом прекращались, и автопром немного проседал.
Сегодня есть другая проблема. К сожалению, падает потребительский спрос на продукцию не только АвтоВАЗа, но и вообще все автомобили, производимые в России. Не только легковые, но и микроавтобусы, автобусы. Это серьезная проблема. А то, что предпринимает руководство страны – это та маленькая мера, которая была предпринята как компенсации недоработок при вступлении России в ВТО.
Вы правильно сказали, оценки звучат диаметрально противоположные. Я считаю, что главная заслуга – удалось сохранить то, что бы было достигнуто в предшествующие годы. Главное на 2014 года – удержать эти достижения. Если при участии бизнеса, правительства, работников удастся это сделать – это будет достижением. Ситуация на сегодня сложная. Падение производства должно сопровождаться сокращением численности работников, зарплаты.
Какого рода меры поддержки государство может предпринять в 2014 году?
Сейчас сложно сказать. Мы будем анализировать ситуацию. После можно будет что-то предлагать.
Если говорить конкретно об АвтоВАЗе, дилеры говорят о том, что проблемы продаж Lada кроются в завышении цены, дескать она неконкурентоспособна. Вы согласны?
Я бы не стал говорить так огульно. Давайте посмотрим цены на металл, электроэнергию и другие естественные монополии. Не зря же произошло замораживание этих цен (речь о правительственном распоряжении – ред.). Кроме того, зарплату нужно платить, более того, не просто платить, а она должна сохранять покупательскую способность. Мы же машины производим не просто так, а кто-то должен их покупать.
В 2008 году у нас был средний класс, потом мы его потеряли. А основные потребители автомобилей – это как раз этот самый средний класс.