Российский президент может встретиться со своим американским коллегой уже в ближайшее время. По крайней мере ожидается, что оба они посетят саммит АТЭС, а затем и саммит G20. На фоне крайне тяжелых отношений двух стран в последние два года уже кажется, что нормализация диалога по меньшей мере назрела. Однако опрошенные Центром политического анализа эксперты скептически оценили вероятность новой «перезагрузки» отношений.
Приближаются два крупных международных саммита на уровне глав ведущих мировых держав — саммит АТЭС в Пекине (состоится 10−11 ноября в пригороде китайской столицы) и саммит «Большой двадцатки» (пройдет 15−16 ноября в австралийском Брисбене). Российский президент Владимир Путин примет участие в обоих мероприятиях. Собирается на оба саммита и американский президент Барак Обама.
Отношения между Россией и США сегодня далеки от тех, которые можно определить как нормальные. Эпоха «перезагрузки» осталась в прошлом: примерно с 2012 и особенно с 2013 года США относятся к России с подчеркнутым недружелюбием. В прошлом году Москва дважды болезненно уязвила Вашингтон и особенно действующую администрацию. Владимир Путин лично «разрулил» конфликт в Сирии, де-факто предотвратив прямое иностранное военное вмешательство. США и Обама ничего подобного для относительно мирного решения вопроса предложить не смогли. Кроме того, Россия приютила бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена, который выдал всему миру ряд неприглядных действий американского правительства. Это решение в Белом доме тоже расценили как пощечину.
Кризис на Украине тоже не добавил отношениям России и США позитива. США, крепко провалившиеся в Ираке, где исламисты захватили значительную часть территории и явно рассчитывают продолжить расширение своего "Исламского государства", по-своему могли даже радоваться украинскому кризису, ведь он давал повод для «перевода стрелок». «Стрелочником» была выбрана Россия. Фактически в любом действии на территории Украины Белый дом и Госдепартамент США автоматически обвинял российскую сторону. Доказательств, впрочем, Вашингтон особо не предъявлял, но они, кажется, ему были и не нужны.
В результате отношения России и США достигли, пожалуй, максимального уровня взаимного недоверия примерно с момента бомбежек Белграда войсками НАТО. Санкции, которые против Москвы в связи с украинским кризисом ввел Вашингтон, а затем не без его участия и Евросоюз, а также некоторые другие союзники США (включая маленькое Косово), естественно, тоже не добавили взаимного доверия. На сегодня кажется, что хуже отношения уже быть не могут. Почти две трети американцев уже считают Россию недружественным государством, примерно тем же отвечают и жители России.
И вот на сегодня остро встает вопрос: не пришло время новой «перезагрузки» отношений или хотя бы «разрядки»? Очевидно, что без воли первых лиц — то есть российского и американского президентов — такой сценарий маловероятен. Как заявил накануне пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков «на полях» саммитов АТЭС и G20 «не исключена» встреча Владимира Путина и Барака Обамы. «На подобных крупных саммитах лидеры имеют возможность общаться в кулуарах, иногда это достаточно содержательные разговоры», — пояснил Дмитрий Песков. Впрочем, как уточнил пресс-секретарь Владимира Путина отдельных двухсторонних встреч в рамках саммитов не запланировано.
Что оставляет пространство для интерпретаций: смогут ли российский и американский лидеры встретиться и наладить хоть какой-то диалог — непонятно. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, в целом скептически оценили перспективы новой «перезагрузки» отношений между Россией и США в данный момент.
«На фоне шпионских скандалов в Центральной и Восточной Европе последних месяцев, в том числе связанных с людьми, которых называют российскими агентами, трудно себе представить, чтобы в Москве не видели в этом, в том числе, и руку Вашингтона», — говорит политолог Иван Преображенский.
Кроме того, по словам Преображенского, «несмотря на сложные отношения с ЕС, Барак Обама сегодня, когда продолжаются переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом, не станет предпринимать никаких действий в отношении России без согласования с Брюсселем, Берлином, Парижем, Лондоном и рядом других европейских столиц, а надеяться на их позитивный консенсус не приходится».
«Боевые действия на востоке Украины продолжаются, Крым по-прежнему считается Россией частью ее территории — так что пространства для компромисса просто нет. Если Россия и США и могут говорить о „перезагрузке“, то это будет иная „перезагрузка“ — „перезагрузка“ кого-то третьего совместными усилиями. Причем третьего, расположенного отнюдь не в Европе», — полагает эксперт.
В целом согласен с ним и профессор МГИМО МИД РФ Валерий Соловей.
«„Перезагрузка“ сомнительна. Американский президент сейчас, особенно после начала доминирования республиканцев в Конгрессе, находится не в самой сильной позиции», — напоминает эксперт.
Тем не менее, отмечает Валерий Соловей, «стороны могут попытаться договориться о том, чтобы не ухудшать отношения, о том, чтобы сдерживать их негативную динамику».
«Тем более у России и США есть ряд общих интересов на международной арене. Однако главный камень преткновения — ситуация на Украине и здесь предстоит очень тяжелый разговор», — резюмирует эксперт.
«Ничего в данном случае исключать нельзя. Мы помним, как небольшая встреча Обамы и Путина на саммите „Большой двадцатки“ уже приводила к решению конфликта в Сирии, где была реальная угроза военной эскалации. Несомненно, российская дипломатия готовит набор предложений американской стороне и предложит некий пакет. Скорее всего там увязаны проблемы с ИГИЛ (деятельность т.н. «Исламского государства» запрещена на территории РФ), ситуация на Юго-Востоке Украины и вопрос снятия режима санкций», — полагает заместитель главного редактора «Известий», главный редактор портала «Terra America» Борис Межуев.
«Впрочем, особого прорыва в развитии наших отношений я не жду, поскольку неизбежно станет вопрос признания или непризнания последних выборов на Юго-Востоке Украины. В принципе, я оцениваю вероятность того, что некий пакет предложений российской стороны будет принять в 15 процентов. Остается надеяться на лучшее», — считает эксперт.
Михаил Захаров