Верховная Рада Украины 3 июня дала разрешение Генпрокуратуре возбудить уголовное дело и заочно арестовать депутата от Партии регионов Олега Царева. Ему инкриминируют попытку свержения власти. Еще двум парламентариям – бывшему «регионалу» Владимиру Олейнику и коммунисту Игорю Калетнику также угрожает лишение неприкосновенности. Их обвиняют в «принятии диктаторских законов». Политологи, опрошенные Центром политического анализа, комментируя разворачивающуюся на Украину борьбу с инакомыслием, проводят аналогии с политикой украинских гетманов столетней давности.
За лишение Олега Царева неприкосновенности проголосовали 235 депутатов в Верховной Рады Украины, за его арест – 226 – лишь на один голос больше половины состава Рады. По Калетнику и Олейнику решения пока не приняты. Можно предположить, что в связи с тем, что Генпрокуратура пока не сформулировала внятные обвинения против них.
Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий полагает, что сейчас любого политика в Украине можно в чем-то обвинить.
«С точки зрения закона, сейчас на Украине вряд ли вообще остались политики, которые по той или иной системе координат не являются преступниками»
«Потому, что одни устраивали государственный переворот, другие ему сопротивлялись, третьи начали выступать против последствий государственного переворота, четвертые в рамках власти, сложившейся после переворота, претворяют в жизнь разного рода репрессивные или антидемократические или антиконституционные законы. Так что в преступники сейчас на Украине можно записать любого политика», - поясняет свою мысль Кагарлицкий.
Сложившееся положение вещей, считает эксперт, позволяет проводить массу исторических параллелей. Например, с событиями времен Гражданской войны 1917-1921 годов.
«Тогда там происходила настоящая чехарда правительств. То Центральная Рада там была, то большевистская «цекуха», потом опять Центральная Рада, но уже под немцами и т.д. Там был администрация Петлюры, потом администрация Скоропадского. Они друг друга поочередно свергали, и все это продолжалось, пока Красная Армия не навела там определенный порядок», - рассказывает Кагарлицкий.
Не считает нужным делать какие бы то ни было исторические сравнения директор фонда «Историческая память» Александр Дюков. По его мнению, попытки преследовать Царева – это выборочное правосудие.
«Против противников действующего киевского режима заводят уголовные дела, но не заводят дела против тех, кто совершает преступления в интересах проправительственных сил»
«На мой взгляд, решение, которое сейчас принято (заочный арест Царева – ред.), может быть адекватным, только если одновременно будут возбуждены дела против тех, кто сжег его (Царева – ред.) дом, дом его соседей, кто сжег не так давно принадлежащие ему автобусы и захватил его завод, против тех, кто публично нападал на него в центре Киева, когда он был защищен статусом кандидата в президенты. Пока всего этого нет, его преследование является выборочным и свидетельствует о выборочном правосудии на Украине, о нарушении Киевскими властями своих международных обязательств в области права», - отмечает Дюков.