21 ноября, четверг

Митинг на Болотной-2013

05 октября 2013 / 18:13

Оппозиционные акции перестали представлять угрозу для власти

Несмотря на то, что оппозиционная акция на Болотной площади Москвы, прошедшая в годовщину митинга 6 мая 2012 года, собрала больше людей, чем ожидалось, эксперты сочли ее, скорее, «ритуальным» мероприятием, нежели новым вызовом. Дело в том, что организаторы так и не смогли сформулировать единый «месседж», что оказалось на руку власти, которая в итоге даже помогла в организации мероприятия.

Непосредственная подготовка к митингу началась с трагического происшествия. Во время установки сцены на Болотной площади утром 6 мая погиб один из рабочих: его придавило звуковой колонкой. Из-за этого инцидента оборудование было решено перенести на 50 метров, и чтобы акция не сорвалась, мэрия помогла с организацией нового места выступления спикеров.

Митинг, как и планировалось, начался около 18:30. Его активная часть продолжалась до 21:00, а после люди начали быстро покидать Болотную площадь. На пике акции полиция насчитала 8 тысяч участников. Организаторы озвучивали значительно более высокие цифры: 20, 30 и даже 50 тысяч человек. По данным независимых наблюдателей, реальное число митингующих с учетом «текучки» людей составило около 20 тысяч человек.

Официально акция была посвящен защите фигурантов так называемого «болотного дела»: людей, которые обвиняются в организации беспорядков, нанесении травм и порче имущества полицейских во время аналогичного митинга год назад. Призыв к состраданию к 20 арестантам по этому делу был главным мотивирующим лозунгом во время подготовки к митингу. Однако, несмотря на эту достаточно четко заявленную цель, выступающие со сцены политики и общественные деятели говорили каждый о своем.

Безусловным хитом митинга стало исполнение безработным журналистом Олегом Кашиным со сцены песни «Гражданской обороны» «Все идет по плану». Писатель Борис Акунин призвал «публичных людей с хорошей репутацией» отказаться от сотрудничества с «диктатурой». Алексей Навальный в традиционной для себя манере перекрикивался с толпой, напомнив о собственном уголовном деле по обвинению в мошенничестве. Борис Немцов потребовал выпустить из тюрем «политических заключенных», а также внести правку в Конституцию: ограничить возможность на избрание на пост президента строго двумя сроками. Самым практичным было выступление лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина, который неожиданно для всех предложил экс-депутата Госдумы Геннадия Гудкова в качестве коалиционного кандидата от всей оппозиции на предстоящих в сентябре выборах губернатора Подмосковья. Любопытно, что это заявление стало сюрпризом даже для самого Гудкова, не говоря о подмосковном отделении «Яблока», где, комментируя слова председателя партии, заявили, что готовят к выборам иную фигуру. Одно из самых радикальных мнений относительно того, как нужно было проводить митинг, высказал депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев. Он предложил ограничиться минутой молчания в память о погибшем рабочем и разойтись без лишних слов. К нему не прислушались.

Утверждать однозначно – успешной или провальной была ретроспективная акция на Болотной площади – политологи не взялись. Мнения экспертов о том, каковы последствия митинга также оказались разными.

Например, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин не считает, что прошедший митинг нужно оценивать категорично. По его мнению, организаторы больше не делают ставку на радикалов, теперь для них важен выход в легитимное политическое поле.

В свою очередь, для властей этот шаг оппозиции удобен и даже вписывается в стратегию легитимации оппозиции через заполнение политического поля официальными партиями. Ведь, на митинг как никогда много пришло представителей новых оппозиционных партий, а не независимых активистов, как раньше.

«Власти такая стратегия протестующих только на руку, т.к. укладывается в новый формат политического пространства, которое формирует власть. Власть стимулировала партстроительство и теперь может лишь приветствовать плоды своей работы», - заявил политолог.

Председатель правления Центра политтехнологий Борис Макаренко также отказался дать однозначную оценку митингу. С одной стороны, акция была значительно малочисленней прошлогодних митингов, с другой – все же собрала достаточно много людей, чтобы не считаться провалом. Вызвал у эксперта затруднение и вопрос о «месседже» акции. Более любопытной в этом событии Макаренко показалась реакция государственных СМИ.

«Любопытно, что официальная госпропаганда, освещая события на Болотной площади, впервые достаточно благожелательно описывала события 6 мая прошлого года, - пояснил  Макаренко. Теперь, учитывая, что акция оппозиции повсеместно освещалась без явного негатива, Госдуме будет сложнее отказать от принятия предложенного коммунистами проекта амнистии для фигурантов «болотного дела», считает политолог.

Категоричнее коллег оказался директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. По его мнению, в сравнении с митингами прошлых лет нынешняя акция на Болотной площади – однозначный провал.

«Несмотря на мощную накачку и амбиции организаторов, народа было в разы меньше. Я думаю, это связано с тем, что акция носила ритуальный характер, а содержание окончательно истощилось», - заявил эксперт. «Организаторам, очевидно, нечего было сказать людям», - добавил он. Логично, что при таких исходных данных митинг вряд ли можно считать угрозой для власти, продолжает Миронов.

Вообще, за минувший год лидеры несистемной оппозиции оказались втянуты в череду бесконечных скандалов, в том числе коррупционных, поэтому доверие к ним падает, отмечают эксперты.

«В апреле был вынесен приговор Константину Лебедеву. Он признался, что оппозиционеры брали деньги у грузин, обещали подорвать железную дорогу и спровоцировать беспорядки. То есть Сергей Удальцов и компания использовали людей как пушечное мясо. Не лучше и остальные активисты протеста – Илья Пономарев получил миллион долларов за непрочитанные лекции, Алексей Навальный стал фигурантом судебного процесса по разорению «Кировлеса», - отмечает депутат Александр Сидякин.

«Единственное, что можно сказать на этот счет, так это то, что не оправдались ожидания оппозиции о том, что якобы власть будет использовать репрессивные методы борьбы с митингующими, жестко применяя новый закон. Никто проведению акции не мешал», - подытожил он.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
5 октября / 18:41
У оппозиционных акций в болотном формате нет никаких перспектив
Митинг оппозиции 6 мая представлял собой довольно странное зрелище {Читайте далее}
Матвейчев Олег Анатольевич, политолог, профессор НИУ-ВШЭ
5 октября / 18:43
Протест идет на спад: лидеров нет, повестка странная
Оппозиция долго уговаривала себя собраться и провести этот митинг {Читайте далее}
Сидякин Александр Геннадиевич, заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
5 октября / 18:45
У посетивших митинг разочарование вызвал состав лидеров Болотной
Собрать в такую погоду и по такому поводу от силы 15 тысяч – безусловный провал {Читайте далее}
Черняховский Сергей Феликсович, политолог, действительный член Академии политической науки, профессор РГГУ
5 октября / 18:46
Власть смотрит на митингующую Болотную площадь с безразличием
Если исходить из тех амбициозных целей организаторов и их сторонники, которые озвучивались перед митингом, то акцию стоит считать провальной {Читайте далее}
Миронов Николай Михайлович, Директор Института приоритетных региональных проектов
5 октября / 18:48
Официальная госпропаганда впервые отнеслась к митингующим достаточно благожелательно
Я бы не стал оценивать митинг в категориях провал или успех {Читайте далее}
Макаренко Борис Игоревич, Председатель правления Центра политических технологий
5 октября / 18:50
Несистемная оппозиция пытается легитимироваться
Я бы не назвал это ни успехом, ни провалом {Читайте далее}
Мухин Алексей Алексеевич, Генеральный директор Центра политической информации
13 июня / 00:57
Новые правые гораздо раскрепощенней старых
Полагаю, что рассуждения о национальном вопросе, истории и армии в скором времени отойдут на второй план, освобождая место аналитике рынков и острой политической публицистике {Читайте далее}
Горюнов Максим , философ, публицист