Оппозиция долго уговаривала себя собраться и провести этот митинг.
Оппозиция долго уговаривала себя собраться и провести этот митинг. В результате акция все равно вышла провальной. Максимум она собрала 7 тысяч человек. Верить в то, что акция удалась, может только рафинированный столичный интеллигент в социальных сетях. Вполне очевидно, что протест идет на спад. Лидеров нет, повестка странная.
Требование освободить людей, которые находятся в заключении за тяжкие преступления – это натуральный политический шантаж. В апреле был вынесен приговор Константину Лебедеву. Он признался, что оппозиционеры брали деньги у грузин, обещали подорвать железную дорогу и спровоцировать беспорядки. То есть, Удальцов и компания использовали людей как пушечное мясо. Не лучше и остальные активисты протеста – Пономарев получил сотни тысяч долларов за непрочитанные лекции, Навальный стал фигурантом судебного процесса.
Перед началом митинга и вовсе случилась трагедия. Погиб рабочий сцены. При этом выяснилось, что договоры с монтажниками заключены не были, зарплата платилась черным налом, техника безопасности не соблюдалась. То есть, оппозиционеры даже нормальный монтаж сцены не сумели организовать. Не смогли и подобрать правильных слов, назвав человеческую трагедию «форс-мажором».
Люди перестают ходить на акции протеста, потому что у них пропала актуальная повестка. Требовать перевыборов президента - с какой стати? Требовать освободить тех, кто дрался с полицией - с какой стати?
В 2011-2012 годах у оппозиции были внятные требования – провести политическую реформу, либерализовать порядок регистрации партий, вернуть выборы губернаторов. Все эти требования реализуются в диалоге власти с гражданским обществом. Адекватная часть протестующих понимает, что изменения должны проводиться через легальные политические институты. Нужно создавать свои политические выборы, участвовать в выборах. Если же народ за тебя не голосует, то это не повод выходить на площадь и требовать внимания. К тому же если репутация лидеров протеста уже порядком испорчена.
Что же до прогнозов, то 8-10 тысяч недовольных в Москве всегда наберется. Это столичная тусовка, во многом состоящая из бездельников. И эти люди останутся. Как и 500 журналистов, которые освещают оппозиционные акции. Но, обратите внимание, что журналисты уже перестали быть частью проекта Навального. Раньше они были буквально влюблены в него, теперь же находится место и для других точек зрения.
Акция оппозиции в очередной раз убедила меня в своевременности изменения законодательства о митингах. Ведь это не только штрафы, а целая система профилактических мер, соответствующих мировой практике. И тот факт, что с момента изменения законодательства правонарушений на митингах стало меньше, свидетельствует об эффективности этих профилактических мер.