Представители Новороссии на встрече минской контактной группы по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины озвучили весьма жесткие условия для перемирия. В ответ официальный Киев среагировал весьма сдержанно и даже позитивно, что дает повод ждать от второго раунда консультаций 5 сентября более ощутимых успехов. Впрочем, эксперты пока воздерживаются от излишне оптимистичных оценок – центр принятия решений остается в Вашингтоне, а значит, позиция Киева ключевого значения не имеет.
Встреча контактной группы – экс-президента Украины Леонида Кучмы, посла РФ на Украине Михаила Зурабова, официального представителя председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации на Украине Хайди Тальявини, вице-премьера Донецкой народной республики (ДНР) Андрея Пургина и председателя Верховного совета Луганской народной республики (ЛНР) Валерия Карякина – прошла за закрытыми дверьми. Однако позиция, по крайней мере, представителей самопровозглашенных республик известна. Новороссия хочет получить «признание Украиной особого статуса территорий, контролируемых народными республиками», а также начала равноправных переговоров – имеется в виду переговоры с официальными представителями Киева, а не отставным политиком Кучмой. Если эти условия будут удовлетворены и гарантированы Россией и Евросоюзом, власти Новороссии обещают, что «приложат максимум усилий для поддержания мира, сохранения единого экономического, культурного и политического пространства Украины и всего пространства Русско-Украинской цивилизации».
Позже, правда, премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко уточнил, что, в конечном счете, Новороссия не хочет оставаться в составе Украины, однако готова отложить этот вопрос, если начнутся равноправные переговоры.
В Киеве, несмотря на жесткость требований властей Новороссии, отреагировали непривычно сдержанно. В частности, министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что «сам факт таких консультаций в Минске является в целом положительным».
«Я разговаривал с участниками этих консультаций как с украинской стороны, так и ОБСЕ. Они настроены на их продолжение и готовы предметно работать», - сказал Климкин, добавив, что готовность предметно работать есть и со стороны ДНР и ЛНР.
Воздержался от каких бы то ни было резких заявлений и представитель Совета по национальной безопасности и обороне Украины Андрей Лысенко. Он призвал дождаться результатов второго раунда консультаций 5 сентября. Учитывая, что обычно из этого ведомства звучат лишь угрожающие посылы, такую реакцию можно считать позитивной.
Однако, по мнению руководителя Общественного совета при парламенте Новороссии, директора Центра политического анализа и технологий Сергея Барышникова, пока говорить о компромиссе рано.
«Прямых контактов нет. Консультации ведутся через бывшего президента Леонида Кучму, который вряд ли является политической фигурой в современной контексте», - поясняет он. Но даже в таком «опосредованном варианте» начавшийся процесс политолог считает «проблеском позитива».
«Единственный позитив в том, что мы постепенно начинаем звучать в международном контексте: голос ДНР и ЛНР начинает пробивать толщу недомолвок, игнорирования и т.п. На будущее в этом залог, малый росточек нашего международного признания»
Тем не менее, рассуждать о более конкретных перспективах переговоров пока рано.
«Нет в целом до сих пор базовых точек компромисса, точек соприкосновения, потенциала взаимных уступок. Киев по-прежнему настаивает на унитаризме, официальном одноязычии и других «базовых китах». Но для нас это неприемлемо, нас устраивает только формат отделения от Украины. Я думаю, ни наше население, после того, что Киев сотворил с Донбассом, ни депутатский корпус Новороссии, ни исполнительная власть в лице правительств двух республик, не пойдет на какие-то односторонние уступки. А двусторонних не просматривается. Мы уже проявили свою добрую волю, Киев отвечать взаимностью отказывается», - заключает Барышников.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин и вовсе призывает не преувеличивать кажущийся позитив, т.к. окончательное решение остается не за Киевом, а за Вашингтоном.
«Все кто угодно вплоть до президента там (на Украине – ред.) могут любым образом оценивать эти предложения. Уже были случаи, когда различные договоренности даже подписывались при гарантии европейских держав (речь о февральских соглашениях Виктора Януковича и оппозиции – ред.), а толку не было. Пока эти условия не примут в Вашингтоне, все равно никаких подвижек мы не увидим», - считает эксперт.
А из США пока никаких предпосылок к установлению мира на Юго-востоке Украины не прозвучало.
«Боюсь, что пока таких предпосылок не видно. Судя по тому, что озвучивают голоса Вашингтона, в частности, [генсек НАТО Андерс фог] Расмуссен или [председатель Еврокомиссии Жозе Мануил] Баррозу, установки идти на мирные соглашения не дано», - сетует Жарихин.
Александр Дюпин