На днях должны пройти переговоры в Минске представителей республик Донбасса и киевских властей. В повестке дня стоит много вопросов: от прекращения огня до особого статуса Донбасса в составе Украины. Однако основной вопрос на сегодня: смогут ли стороны конфликта прийти к компромиссу и позволят ли им сделать это. Россия настаивает на поиске мирного решения и скорейшем достижении компромисса. Эксперты полагают, что пока главным итогом переговоров должно стать решение о прекращении огня на Юго-Востоке.
В украинском кризисе наступает важный этап: ожидается целый ряд событий, которые могут повлиять на более-менее мирное разрешение конфликта на Юго-Востоке Украины. Судьба ДНР и ЛНР сегодня находится под пристальным вниманием российских, украинских и западных политиков, дипломатов, экспертов и просто заинтересованных граждан. На фоне минских переговоров, если они, конечно, состоятся, вопрос о будущем этих двух образований встает очень остро.
12 декабря в Минске могут состояться очередные переговоры с участием украинской стороны и представителей ДНР и ЛНР. На прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко заявил, что встреча в Минске состоится 9 декабря, но постоянный полпред ДНР на минских переговорах Денис Пушилин предложил провести встречу 12 декабря. Киев пошел навстречу ДНР и 9 декабря Порошенко подтвердил, что встреча переносится на новую дату. По сообщению представителей ДНР и ЛНР встреча действительно может состояться, но сроки пока уточняются.
Кроме того, запланирован новый обмен пленными между украинскими силовиками и ополченцами. Как заявил временно исполняющий обязанности начальника управления прессы и информации министерства обороны Украины Валентин Буряченко, украинская сторона готова к обмену в формате «всех на всех» и обмен согласован с ополченцами, однако пока остается не ясным, когда именно он состоится. В ДНР информацию об обмене также подтверждают. «Мы готовим большой обмен пленными, его сроки будут обсуждаться завтра на скайп-конференции и на конференции в Минске. Украинская сторона уже подала списки, в которую включены 223 человека. С нашей стороны — 152 человека», — заявил Денис Пушилин.
Какую роль может сыграть Россия в этом процессе мирного урегулирования? Политику России в отношении Украины и конфликта на Юго-Востоке недавно довольно четко сформулировал российский президент Владимир Путин. «Хорошо известно, что Россия не только поддержала Украину и другие братские республики бывшего СССР в их стремлении к суверенитету, но и в значительной степени способствовала этому процессу на рубеже 1990-х годов. С тех пор в нашей позиции ничего не изменилось. Каждый народ имеет неотъемлемое, суверенное право на собственный путь развития, на выбор союзников, формы политической организации общества, построения экономики и обеспечения своей безопасности. Россия всегда относится к этому и будет относиться с уважением. Это в полной мере касается и Украины, братского украинского народа», — заявил Владимир Путин в ходе своего Послания Федеральному Собранию.
А отвечая на вопросы журналистов после недавней встречи со своим французским коллегой Франсуа Олландом, российский лидер расставил акценты относительно российской позициипо поводу территориальной целостности Украины: «Я исхожу из того, что будет восстанавливаться хозяйственная жизнь, и любые элементы какой-либо блокады этого региона будут исключены из практической жизни, поскольку иначе трудно себе представить восстановление территориальной целостности страны. А мы, как известно, вы знаете, Россия территориальную целостность Украины поддерживает». Иными словами: Россия за Донбасс в составе Украины, но только при условии окончательного прекращения огня и начала восстановления восточных регионов страны. Впрочем, в противном случае Донбасс, по всей вероятности, сам отколется от Украины.
Украинская сторона на словах готова к прекращению огня. Киев еще ранее анонсировал на 9 декабря «этап тишины». Стороны украинского конфликта стандартно обвиняют друг друга в нарушениях режима прекращения огня, в СМИ появлялись сообщения о том, что украинские военные предпринимают передислокацию тяжелого вооружения и бронетехники. Но в целом по состоянию на день 9 декабря обстрелы Донецка прекратились. В повестке дня для будущих переговоров в Минске кроме «режима тишины», поэтапное снятие экономической блокады Донбасса и введение в действие закона о его особом статусе и амнистии. При условии достижения договоренностей по этим пунктам конфликт на Юго-Востоке Украины может сойти на нет или, по крайней мере, заморозиться на среднесрочную перспективу. Что даст возможность восстановления относительно нормальной жизни на Донбассе, о чем и говорил Владимир Путин.
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, поделились ожиданиями от грядущей минской встречи.
«Что касается переговоров в Минске, то никаких прорывов я не жду. Позитивным результатом этих переговоров стало бы реальное прекращение огня. Но насколько оно возможно — сложно сказать. В реальности достижения такого результата я не уверен», — скептически настроен политолог Сергей Михеев.
А вот по мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, «сегодня имеются некоторые предпосылки выхода на мирный процесс». «В данных условиях результатом этого мирного процесса может быть подмораживание ситуации», — считает эксперт.
По словам Жарихина, «Киев не хочет в его нынешнем состоянии пойти на реальную федерализацию и предоставление особого статуса регионам Донбасса. А ДНР и ЛНР не могут согласиться с тем, чтобы жить под юрисдикцией нынешнего Киева. Таким образом, лучшим выходом тут будет подмораживание ситуации».
При этом, подчеркивает политолог, дата переговоров пока окончательно не утверждена. «Я сегодня слышал выступление Пушилина в российском телеэфире, где я также принимал участие, и он подтвердил, что 12 декабря — это ориентировочная дата. 10 декабря они должны обсудить повестку будущих переговоров и после этого уже говорить о конкретной дате. Он также подтвердил, что „день тишины“ более-менее удерживается — в половине 11-го утра 9 декабря была небольшая стрельба в районе аэропорта, но в целом режим прекращения огня соблюдается», — рассказывает Жарихин.
В целом есть некоторые предпосылки к тому, что переговоры будут успешными, полагает эксперт.
«Проблема в том, что вопросы войны и мира решаются не в Киеве. И те, кто их решает, вроде бы дали понять, что Киев должен двигаться по пути урегулирования конфликта. Сколько мы слышали от Киева о том, что ему не нужны переговоры в минском формате, и он хочет Женеву. Однако не только Россия и Евросоюз, что понятно, но и США настояли на проведении переговоров в Минске. Проблема в том, что женевский формат не предполагал конкретных решений, вместо переговоров получились бесплодные разговоры», — резюмирует Жарихин.
«Все мы ждем от минских переговоров перемирия, которое является необходимым условием для выстраивания политических связей между Россией и Киевом, между Киевом и Донбассом, между Россией, Киевом и Евросоюзом», — говорит генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
По его словам, имеется один нюанс: «для успеха переговоров нужно либо всерьез включить в переговорный процесс Соединенные Штаты Америки, у которых есть интересы по отношению к Украине и которые оказывают большое влияние на Киев, либо вообще выключить США из процесса».
«Второе, по всей видимости, невозможно, так что остается только вариант с серьезным подключением США. Так что добрым знаком для переговоров будет включение Госдепа в переговорный процесс», — убежден Мухин.
«Что касается России, то для нее проект Новороссия претерпел серьезные изменения в последние недели. Россия понимает, что кромсая Украину по кускам, ничего хорошего для украинского народа не сделаешь. Потому заявление Владимира Путина об уважении территориальной целостности Украины должно быть по достоинству оценено в Европейском союзе», — уверен Мухин.
Михаил Захаров