18 декабря, вторник

Как слабый рубль стимулирует автоэкспорт

17 декабря 2014 / 20:38

Весьма успешным может стать 2015 год для российских автопроизводителей. Их продукция в силу девальвации рубля получит существенное ценовое преимущество не только на внутреннем, но и внешнем рынке. Прежде всего, в странах СНГ, где на фоне собственной слабеющих национальных валют иномарки из Европы или Азии существенно подорожали. Косвенно о такой тенденции уже сейчас свидетельствуют данные крупнейших российских автобрендов. Эксперты говорят, что по отдельным, специфическим видам техники Россия уже фаворит, а в целом к 2020 году планируется выйти на уровень 30% производства на экспорт.

Как выяснилось, ведущие российские автопроизводители уже активно наращивают экспорт своей продукции или же обозначают такую работу частью своей стратегии. Например, согласно официальным данным «АвтоВАЗа», в октябре 2014 года экспорт его машин вырос на 28,8% и составил почти 2,5 тысячи автомобилей. В общей сложности в 2014 году компания отправила на экспорт более 41 тысячи автомобилей — это порядка 11% от общего числа проданных машин (более 362 тысяч).

Еще больший процент от общего объема продаж экспорт составляет в продукции «Группы ГАЗ». По данным 2013 года, на 7005 автомобилей проданных в России пришлось 2035 машин реализованных за рубежом. То есть экспорт составляет почти 30%. И рынки компании расширяются. В частности, в декабре 2014 года компания начала продажи в Грузии машин нового поколения «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT», а также и другие свои модели. Торговать продукцией в этой стране будет компания Strada Auto.

Кроме того, в «Стратегии обновления» компании говорится, что освоение новых экспортных рынков дает возможности роста. К перспективным рынкам авторы стратегии относят страны Восточной Европы, частично Латинской Америки, Вьетнам, а к потенциальным рынкам — Бразилию, Индию и Индонезию.

Опубликованные отчетные данные «КамАЗа» выглядят не так радужно, но, тем не менее, также свидетельствуют о том, что компания сохраняет достаточно высокие экспортные показатели. В частности, по итогам первого полугодия было продано за рубежом более 3,2 тысячи автомобилей — это порядка 11% от общего объема продаж в этот период.

В 2015 году российские автомобили могут получить дополнительные преимущества за границей. Во-первых, за счет падения рубля, а значит снижения цен на рублевые товары. Во-вторых, за счет подорожания иномарок из стран-автогигантов. Это может произойти на тех рынках, где национальная валюта просела к мировым.

В этом плане, наиболее перспективны соседи России по СНГ: Украины, чья гривна обесценилась к доллару на 50%, Казахский тенге — более чем на 20%, армянский драм — на 8,5%, узбекский сум — на 9%, примерно на 10% упал таджикский сомони. Ослабли и многие восточноевропейские валюты, в частности, литовский лит и чешская крона. Вообще ослабление национальной валюты — это тренд 2014 года для большинства развивающихся рынков мира.

Исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России», член Общественной палаты РФ Игорь Коровкин согласен, что цены — это очевидное преимущество российских машин.

«Преимущество могут получить автомобили, у которых высокая локализация производства в России. Из легковых автомобилей это, пожалуй, Волжский автозавод и АвтоФраМос („Рено-Москва“). Из грузовиков — КамАЗ, конечно, ГАЗ со своими легкими грузовиками. Все это может иметь преимущество при экспорте», — говорит он, добавляя, что в странах СНГ очень хорошо распродаются новые модели «Лада»: «Гранта» и «Калина».

Причем в сегменте полноприводных грузовиков, поясняет Коровкин, России вообще нет равных в мире.

«Это и группа ульяновских автомобилей, и горьковских автомобилей, и „Камазы“, естественно. Они идут как армейская техника, по сути, двойного применения. Перспективные рынки для нашей самосвальной техники — это Латинская Америка, Африка, Азия — страны, где эта техника была бы востребована. Но тут, конечно, нужна помощь государства. Поддержка экспорта кредитованием, как это делается во всем мире», — продолжает эксперт. Эксперт: Коровкин Игорь Алексеевич

Впрочем, по его мнению, Европа пока для нас малодоступна. Ценовое преимущество российских машин нивелируется 22-процентной ввозной пошлиной.

Однако в целом к 2020 году крупнейшие автопроизводители России, включая сборочные цеха иностранных марок, планируют поставлять на соседние рынки до 30% своей продукции. По мнению Коровкина, это реально, если государство поддержит кредитами, а производители смогут повысить качество комплектующих.

Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов согласен с коллегой в том, что рынки стран СНГ наиболее привлекательны для российских автомобилей. Однако и Европа, считает он, может заинтересоваться, потому что там также задумываются о ценах. Вопрос лишь в качестве выпускаемой продукции, будет ли она соответствовать стандартам Европы.

«Я думаю, что-то, что качество растет — это видно уже по автовазовской отчетности. А учитывая, что они отбирают компонентщиков, исходя из условий „Рено“ и „Ниссан“, то есть речь о высоком уровне качества, то в принципе развитие экспорта вполне возможно», — продолжает Удалов. Эксперт: Удалов Сергей Валерьевич

Вообще, по его словам, кооперация с иностранными концернами дает российским автопроизводителям широкие возможности, и вся их техника, а не только специфическая, может быть востребована на внешних рынках.

Несколько скептичнее коллег ситуацию оценивает начальник отдела маркетинга Московского государственного индустриального университета Галина Сорокина. По ее словам, российские производители, скорее всего, также будут вынуждены поднять цены на свои автомобили.

«Если говорить об „АвтоВАЗе“, то там и сборка полностью наша и локализация производства высокая, но концерн все же использует достаточно большое количество иностранных комплектующих, поэтому трудно сказать, что сильно снизится себестоимость автомобиля», — объясняет она.

В то же время, по словам Сорокиной, «„АвтоВАЗ“ умудрялся продавать свою „Ниву“ в Германию и в свои не лучшие годы».

«Наши автомобили — это сегмент лоукостер, поэтому в принципе — почему бы и нет? Естественно, на сегодняшний день надо задумывать о расширении экспорта. В условиях такого низкого рубля это сыграет на руку производителям», — заключает эксперт. Эксперт: Сорокина Галина Петровна

Александр Дюпин

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
19 декабря / 20:19
«АвтоВАЗ» умудрялся продавать свою «Ниву» в Германию и в свои не лучшие годы
Сегодня нужно думать о расширении экспорта {Читайте далее}
Сорокина Галина Петровна, начальник отдела маркетинга Московского государственного индустриального университета
19 декабря / 20:22
Российские машины могут получить хорошие ценовые конкурентные преимущества
Практически все российские производители кооперируются с иностранными {Читайте далее}
Удалов Сергей Валерьевич, руководитель аналитического агентства «Автостат»
19 декабря / 20:24
Преимущество могут получить автомобили, у которых высокая локализация производства в РФ
Задача стоит к 2020 году добиться, чтобы порядка 30% автомобильной техники, выпускаемой в РФ, поставлялось на экспорт {Читайте далее}
Коровкин Игорь Алексеевич, исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России», член Общественной палаты РФ
тэги
читайте также