25 мая, суббота

Из Рунета выросли 10% ВВП

29 октября 2014 / 21:17

Интернет-бизнес остается одним из наиболее прогрессивных сегментов российской экономики. Как следует из очередного доклада Российской Ассоциации Экономических Коммуникаций (РАЭК), презентованного в ТАСС 29 октября, в 2014 году рынки электронного контента и сервисов, а также электронные платежи вырастут на 30%. Объем отрасли уже сейчас эквивалентен 1,6% ВВП, а вместе с рынками, которые зависят от мировой паутины, — 10% ВВП. Впрочем, говорят эксперты, несмотря на то, что в целом ситуация по-прежнему позитивна, легкое торможение роста в сфере сетевого бизнеса уже наблюдается, и отрасли необходимо реагировать.

Итак, согласно совместному исследованию, проведенному при участии 253 экспертов РАЭК и Высшей школы экономики, в 2013 году рынки контента и сервисов оцениваются в 750 млрд рублей, рынок электронных платежей в 350 млрд рублей. Вместе с другими рынками, для которых сеть не является основной сферой деятельности, но которые от нее зависят, это 6,7 трлн рублей или 1/10 от объема всей российской экономики.

Отметим, что сугубо технологические сегменты экономики Рунета (SMM, поисковая оптимизация, услуги программного обеспечения, хостинги, домены в сумме составляют 30 млрд рублей) существенно уступают по объему комбинированным. Скажем, рынок контекстной рекламы — по сути, часть традиционной рекламной отрасли, но адаптированной под поисковые запросы пользователей сети — выросла на 52% в 2013 году и суммарно оценивается в 57 млрд рублей. А электронная коммерция и вовсе кратно их превосходит. Например, объем рынка ретейла — торговля товарами через Рунет — оценивается по итогам 2013 года в 368 млрд рублей. Электронные платежи — в 350 млрд рублей. Отдельно эксперты выделяют быстро растущий рынок покупки туристических услуг в сети. В 2013 году он достиг 195 млрд рублей, и планируется рост еще на 45%. По словам директора РАЭК Сергея Плуготаренко, «электронный туризм сильно подрос благодаря повышению спроса на самостоятельные поездки». «В интернете люди бронируют отели, машины, билеты», — говорит он.

Это подтверждает и IT-директор холдинга OZON Александр Алехин. По его словам, продажи билетов на ozon. travel выросли на 60%.

В сфере платного цифрового контента заметно выделяются онлайн-игры, рынок которых оценивается в 35 млрд рублей, что кратно превосходит, скажем продажу музыки (2 млрд рублей), видео (3,2 млрд рублей) или книг и СМИ (0,6 млрд рублей). Как поясняет Плуготаренко, россияне активно играют в сети, потому что это недорого. Однако игры все же не являются самым популярным контентом. Платили за них 41% от числа потребителей платного контента. На первом месте — видео (73%), а чтение на последнем месте — 30%.

При этом ожидания экспертов относительно роста потребления в Рунете позитивные. Уже сейчас половина отечественных пользователей сети покупают сетевой контент. Однако пока далеко не все отличают легальную продукцию от пиратской — таковых только треть. Впрочем, авторы исследования утверждают, что годом ранее их была всего четверть, так что прогресс налицо.

В то же время, эксперты констатируют, что ухудшение дел в экономике в целом сказывается и на рынках Рунета. В связи с этим основной ожидаемый рост отрасли связан со снижением курса рубля и фактически ростом выручки в монетарном выражении. Количество же инвестиций в отрасль снижается, а преданность пользователей под сомнением, потому что значительная часть потребителей платных сетевых услуг признаются, что в случае ухудшение своего финансового положения от таковых легко откажутся в пользу пиратских аналогов. В конечном счете, это приведет к переходу от инновационного сценария развития (35−40% роста в год) к стабильному (15−20% в год).

Среди прочего, авторы считают, что представители отрасли должны вовлекаться в законотворческий процесс в сфере IT.

«Интернет-отрасль начинает понимать, что из пассивного наблюдателя законодательных инициатив в ее отношении пора превращаться в активного создателя-модификатора нормативной базы для изменения тренда законотворчества с охранительно-запретительного на инновационно-стимулирующий», — говорится в докладе.

Подключился к описанию настроений пользователей Рунета и замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, который также был приглашен на презентацию доклада.

«Сегодня мы находимся в ситуации, когда за контент хотят платить меньше людей, но, тем не менее, делают это. И мы считаем, что это все равно сдвиг, потому что раньше больше пользователей были готовы платить просто потому, что не понимали, за что конкретно придется платить. Сейчас люди уже понимают, за что придется платить, и поэтому желание несколько спало», — заявил он.

Чиновник также описал несколько трендов, наметившихся в сфере интернет-бизнеса. В первую очередь, по его словам, IT переходит от экстенсивного пути развития (или, иными словами, вовлечения большего количества сотрудников) к инновационному, то есть росту качества подготовки специалистов и как следствие их производительности. В связи с этим сейчас обостряется проблема нехватки компетентных кадров. Чтобы решить ее замминистра предлагает создать рейтинг IT-вузов. Для этого РАЭК может совместно с предприятиями, которым нужны профильные специалисты, поучаствовать в оценке выпускников. Первый рейтинг должен быть готов уже к сентябрю будущего года, чтобы абитуриенты могли оценить вузы по востребованности.

Подтверждает переход индустрии к инновационному типу развития и директор департамента технологической политики Microsoft Россия Дмитрий Халин. Он утверждает, что уже сейчас прогрессивные IT реально способны улучшить бизнес. Например, выручка предприятий, которые берут на вооружение облачные технологии (по сути, покупают необходимые для их бизнеса услуги в интернете), возрастает в среднем на 15%.

Александр Дюпин

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также