Греция едва ли не сильнее остальных стран Евросоюза пострадала от введения санкций против России и ответных мер нашей страны. Несмотря на это, мы вряд ли можем рассчитывать на то, что Греция вырвется из цепких объятий Брюсселя. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
Греческая оппозиция и влиятельные бизнесмены осуждают введение санкций против России. В начале октября президент Греко-Российской торговой палаты Христос Димас заявил журналистам в Афинах, что санкции ЕС против России и ответные меры Москвы по ограничению импорта европейской сельскохозяйственной продукции наносят ущерб экономикам как Евросоюза, так и России.
По словам главы Греко-Российской торговой палаты, многие греческие сельскохозяйственные предприятия, лишившиеся рынка сбыта в России, надеются, что в течение года или позднее они смогут вернуться на рынок РФ со своей продукцией
Палата, членами которой являются около 300 греческих и российских компаний, официальных структур, деловых ассоциаций и частных лиц, намерена активизировать работу по развитию взаимных экономических, торговых и деловых связей между нашими странами.
Ранее в начале сентября у стен парламента Греции был проведен митинг с требованием к правительству отменить санкции против России.
«Санкции Запада против России и, в частности, санкции ЕС против России являются абсолютно неприемлемыми, выдержанными в духе холодной войны, поджигательскими, и они создают очень большую опасность для стабильности и даже для мира в Европе, — заявил парламентский представитель главной оппозиционной партии Коалиция радикальных левых сил (СИРИЗА) Панайотис Лафазанис. — В настоящее время Запад и, прежде всего, Евросоюз должны отменить эти санкции, а не продолжать данные усилия с целью введения новых ограничений. Если будут применены новые санкции, они станут вызовом для всех народов Европы, для мира и будут поджигательским действием, поощряющим войну на Украине».
В митинге также принимала участие правая партия «Независимые греки». Депутат от этой партии Гавриил Аврамидис заявил в своем выступлении, что поддерживает мирные инициативы президента России Владимира Путина и надеется, что Киев проявит благоразумие, которое позволит восстановить мир на востоке Украины.
Заведующий сектором исследований Евросоюза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин отмечает, что Греция оказалась в числе стран ЕС, в наибольшей степени пострадавших от сворачивания экономических связей с Россией. «Учитывая, что привлечение иностранного капитала и выход на новые внешние рынки являются для Греции едва ли не единственной возможностью преодолеть многолетнюю рецессию, вопрос об отношениях с Россией стоит здесь достаточно остро. Поскольку в греческих поставках ведущее место занимают продукты питания, только из-за российского эмбарго на продовольствие из стран ЕС годовая выручка поставщиков может упасть на 200−240 млн евро. Если Россия распространит ограничения на меховую продукцию (а это еще 21,5% импорта из Греции), греческие компании фактически утратят доступ к российскому рынку. Для некоторых районов Греции это может возыметь тяжелые социальные последствия», — говорит он.
По словам эксперта, косвенным следствием кризиса в отношениях России с Евросоюзом станет сокращение потока российских туристов (по предварительным данным, на 10−15% по сравнению с 2013 г.).
«В целом солидаризируясь с общей позицией ЕС, правительство Греции, тем не менее, неоднократно выражало сомнения в целесообразности санкционного давления на Россию, утверждая, что санкции (по словам министра иностранных дел Греции Эвангелоса Венизелоса) — это обоюдоострое оружие», — подчеркивает Квашнин.
Оппозиционные партии идут еще дальше. «Лидер левой коалиции СИРИЗА Алексис Ципрас заявил, что без греческой поддержки не могло быть принято решение о санкциях ЕС против России, которое в результате привело к эмбарго на поставку в Россию греческой сельскохозяйственной продукции, и назвал последствия санкционной войны «губительными для стран юга Европы и особенно для Греции», — продолжает эксперт.
«Другой видный деятель оппозиции Манолис Глезос (национальный герой Греции, прославившийся тем, что в 1941 г. сорвал нацистский флаг с Акрополя) обратился с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину, в котором попросил, учитывая исторические связи между российским и греческим народами, не применять эмбарго в отношении греческих продуктов. Среди греческих товаропроизводителей сильны опасения, что даже если Россия в ближайшем будущем отменит ограничительные меры, вернуться на российский рынок будет крайне сложно, поскольку ретейлеры к тому времени договорятся о поставках аналогичных видов продукции с поставщиками из других стран», — сообщил Заведующий сектором исследований Евросоюза ИМЭМО РАН.
При этом Квашнин полагает, что в вопросе «санкционной войны» между Россией и ЕС от Греции слишком мало зависит.
«Усилия Греции сейчас направлены на то, чтобы российские власти сделали исключение для Греции из продуктового эмбарго. Мотивируется это тем, что, хотя Греция поддержала европейские санкции ЕС против России, на деле эти санкции осуществляются другими, более крупными странами ЕС. Однако российские контрмеры ударили как раз по малым странам вроде Греции. В таких рассуждениях есть своя логика. Но продуктовое эмбарго как раз и затевалось с целью оказать давление на ЕС через малые европейские страны, поэтому Россия вряд ли заинтересована в том, чтобы делать Греции поблажки», — говорит он.
Эксперт также полагает, что «стратегическое партнерство» между Грецией и Россией в настоящее время является мифом. «Действительно, в 2000-е гг. двусторонние отношения часто характеризовались этим термином, но сейчас общих точек соприкосновения не так много. Военно-техническое сотрудничество практически не осуществляется (из-за кризиса у греков нет денег для закупки российского оружия). Вопрос о греческой ветке «Южного потока» (через Грецию на юг Италии) отложен на неопределенный срок, т. к. эта часть проекта представляется нерентабельной. Газотранспортная система Греции (компания DESFA) уже продана азербайджанской SOCAR — прямому конкуренту «Газпрома». Стратегическая важность Греции как партнера России сейчас не очень высока», — убежден он.
Квашнин признает, что в Греции сильны симпатии к России, а в России — к Греции. «Но на этом стратегического партнерства не построишь», — оговаривается он.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов убежден в том, что для греческой экономики сотрудничество с Россией является во многом спасением, поскольку политика Евросоюза вкупе с политикой греческого правительства привела к катастрофе и к остановке роста греческого экспорта в Россию.
«Это понимают и левые СИРИЗА, и правые «Независимые греки». Эти партии хотели бы развития экономических отношений с Россией в долговременном плане и наращивания экспорта греческих товаров на российский рынок. Нынешние власти жертвуют возможностями российского рынка и потоком российских туристов ради исполнения команд Брюсселя и Вашингтона, а на самом деле из-за своих финансовых интересов. Нынешние греческие власти представляют финансистов, чьи интересы давно срослись с интересами европейских и американских банков. Поэтому нынешняя Греция и ведет себя так послушно и никогда не перечит Брюсселю», — говорит он.
Квашнин призывает не преувеличивать фактор пророссийских симпатий оппозиционных греческих партий. «Какая бы партия ни пришла к власти, в конечном счете она будет ориентироваться на партнеров по ЕС и НАТО. Так уже, кстати, было с правящей сейчас «Новой демократией»: когда она была в оппозиции, то постоянно высказывалась за максимальное расширение сотрудничества с Россией, но сейчас рассуждения ее представителей носят куда более сдержанный характер», — предупреждает он.
Колташов напротив уверен в том, что власть в Греции может измениться, и страна может стать долговременным партнером России.
«Экономический кризис в Греции достиг невиданной остроты. Такая тяжелая ситуация из стран ЕС наблюдается только в Испании. Поэтому Греция обречена на смену курса и поворот на восток с выстраиванием хороших отношений с Россией. Но сделать она это может только тогда, когда у руля страны окажутся люди с другими политическими установками», — подчеркивает он.
Андрей Тихонов