«Газпром» в течение нескольких дней отказывается удовлетворять сверхконтрактные запросы Польши на поставку газа, в связи с чем был сорван реверс «голубого топлива» на Украину. Эксперты по газовым рынкам, полагают, что пока говорить о начале большой кампании против реверсивных поставок российского газа в Европе рано, однако полагают, что именно такой сигнал «Газпром» посылает ЕС в канун очередного раунда переговоров тройки Москва-Киев-Брюссель.
Польская газовая компания PGNiG на днях обратилась в Еврокомиссию, заявив, что недополучает топливо от «Газпрома»: 8-10 сентября российская компания поставляла порядка 80% от запрашиваемого объема, а 11 сентября только 55%. В ответ в «Газпроме» подчеркнули, что не сокращали объемы поставок, которые держатся на контрактном уровне в 23 млн кубометров газа в сутки.
Недостача возникла лишь на бумаге, так как газовые запросы Польши в последнее время возросли, а «Газпром» поставлять сверхконтрактные объемы отказался, сославшись на то, что свободных объемов просто нет. Официальный представитель компании пояснил, что «поставки газа по всем направлениям осуществляются исходя из имеющихся в настоящий момент ресурсов для экспорта и продолжающейся закачки в ПХГ на территории РФ».
На самой Польше отказ России поставлять больше газа никак не сказался, об этом уже заявили в Варшаве, однако из-за этого полностью был остановлен реверс «голубого топлива» на Украину. А это, в свою очередь, важный элемент украинской политики, направленной на то, чтобы полностью прервать все прямые контакты с «Газпромом», которому страна задолжала более $5 млрд за газ, поставленный в первой половине 2014 года.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер ранее называл реверсную схему полулегальной. Дело в том, что реверс газа через Польшу осуществляется лишь формально. Де факто российский газ отбирается уже на Украине, а на границе с Польшей оставшийся от партии объем гоняют по кругу, чтобы счетчики показали прохождение полного объема. В «Газпроме» считают, что такая схема нарушает условие оплаты транзита через Украину: Россия ведь оплачивает прохождение полного объема, а фактически через Украину проходит меньше.
Как считает руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов, пока о полноценной войне «Газпрома» против реверса газа говорить рано: «Слишком краткосрочное событие, чтобы делать серьезные выводы». Кроме того, по его словам, у «Газпрома» не развязаны до конца руки: компания не может отказывать Польше систематически. В контракте прописано, что недостача газа не может превышать 20% от заявки.
В то же время, полагает Громов, это можно трактовать как «сигнал европейским партнерам, что российская компания не приемлет такой способ использования ее газа».
Такое мнение разделяет и руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Он напомнил, что Украина ежегодно нуждается в закупке порядка 30 млрд кубометров газа– именно столько российского газа, по сути, предлагается перепродавать кулуарно - а Киев даже не хочет попытаться обсудить этот вопрос с Москвой.
«А где взять столько газа для реверса? Понятно, что «Газпром» столько лишнего газа Словакии (главный и единственный в Европе физический ритейлер газа на Украину – ред.) не даст», - говорит эксперт.
А то, что «Газпром» именно сейчас решил ужесточить свою позицию по поставкам сверхнорм газа в Польшу, в том числе, может быть связано и с предстоящими вскоре большими газовыми переговорами Россия-Украина-ЕС, считает Пасечник.
О том, что таким образом «Газпром» усиливает свои позиции, говорит и первый зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов.
«Думаю, в свете последних событий (противостояния «Газпрома» европейскому реверсу – ред.) очередная встреча Украина-ЕС-Россия по газовым вопросам, назначенная на 20 сентября, может завершиться положительно. Сколько можно воду в ступе толочь? Сколько можно вокруг Украины бегать, если она ставит под сомнение поставки газа в Европу из-за своих амбиций?», - говорит парламентарий.
В то же время, эксперты допускают, что «Газпром» может пойти на определенные условия, при которых реверс газа на Украину все же будет осуществляться. По крайней мере, финансово на этом российская сторона ничего не потеряет, а Украина никак сэкономить за счет «Газпрома» не сможет.
Как напоминает Пасечник, Россия уже предлагала Украине закупать газ по $385 – это среднеевропейская цена. Однако Киев отказался, требуя существенно большей скидки – до $280 – но Москва отказала. При этом цена, по которой газ закупается в ЕС, тоже не разглашается.
«Не исключено, что покупать напрямую у «Газпрома» по 385$ было бы дешевле. Но ведь тут политическая составляющая. Вообще это напоминает пословицу: назло бабушке отморожу уши», - говорит эксперт.
А для России увеличение поставок газа в ЕС, минуя нестабильную Украину, коммерчески даже выгодно.
«Если европейские концерны напрямую будут покупать у «Газпрома» больше газа, минуя Киев, это даже дополнительная страховка от украинских неплатежей. А цена при этом все равно получается примерно одна», - заключает Пасечник, впрочем, подчеркнув, что по юридическим и политическим причинам «Газпром» на это пойдет вряд ли.
Александр Дюпин