21 ноября, четверг

ЕГЭ-2014: итоги

07 марта 2014 / 22:03

3 июля Министерство образования и науки подвело итоги первой волны ЕГЭ. Результаты, продемонстрированные учениками, с одной стороны указывают на успех в организации испытаний, впервые исключившей списывание и коррупцию, с другой - на низкий уровень подготовки российских выпускников. Комментируя итоги кампании ЕГЭ-2014, президент России Владимир Путин заявил, что снижение среднего балла по русскому языку - это повод пересмотреть программы преподавания этого предмета. Свои выводы по итогам ЕГЭ сделали и эксперты, опрошенные Центром политического анализа.

В этом году почти по всем предметам средний бал оказался ниже прошлогоднего. Особенно драматичной оказалась ситуация с русским языком и математикой – минимальный балл по этим предметам, необходимый для получения школьного аттестата, был вынужденно снижен непосредственно в ходе проверки работ. Министерство образования и науки полагает, что виной всему – слабые школы, в отношении которых будут разработаны специальные меры поддержки. Учителя в массе своей не видят в результатах нынешнего экзамена ничего разочаровывающего. По их убеждению примерно на таком уровне школьники обычно и осваивали дисциплины, единственно – за счет масштабного списывания и различных проявлений корпоративной коррупции этот факт оказывался недооцененным. Однозначно положительным итог ЕГЭ 2014 стал для его организаторов, впервые сумевших провести испытания на достойном уровне, практически исключив любые разновидности интеллектуальной нечестности при прохождении процедуры.

Старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ Дмитрий Логинов отмечает, что нынешняя ситуация, при которой, наконец, удалось обеспечить равные и справедливые условия прохождения итоговой аттестации для всех выпускников должна стать базисом для решения довольно сложного комплекса проблем. Так, исследования РАНХиГС свидетельствуют о том, что, несмотря на все усилия администрации и преподавательского состава по адаптации учреждений среднего образования к требованиям ЕГЭ, лишь четверть учеников и родителей полагают, что в отсутствие дополнительной подготовки школа дает возможность сдать ЕГЭ на высокий балл.

«Таким образом, высокие образовательные притязания необходимо подтверждать обращением к системе дополнительного образования, которое к настоящему времени практически стало социальной нормой (по нашим последним данным, среди всех школьников распространенность дополнительного образования превышает 60%, а в старшей школе достигает 80%)» Эксперт: Логинов Дмитрий Михайлович

Председатель Всероссийского педагогического собрания, доверенное лицо Владимира Путина Валентина Иванова считает, что ЕГЭ 2014 стал прорывом в том, что касается уровня организации. В этой связи она дает высшую оценку работе Минобра и, особенно, Рособрнадзора. Кроме того, Иванова напоминает о том, что в этом году были реализованы некоторые из инициатив, с которыми уже не первый год выступает Всероссийское педагогическое собрание. Речь идет, в частности, о возможности пересдачи ЕГЭ в течение всего года, о дифференциации экзаменационных заданий по часовым поясам (чтобы Владивосток не мог помочь Калининграду), а также об отмене учета результатов ЕГЭ по региону в оценке работы губернаторов. Последнее всегда было одним из самых скандальных пунктов в повестке критиков ЕГЭ, и сегодня эта порочная практика окончательно остается в прошлом.

«Люди перестали бояться: ну, подумаешь на два балла ниже – это реальные знания наших выпускников», - подчеркивает Иванова.

Учитель русского языка и литературы и заместитель директора  в лицее 1502 при МЭИ Елена Самохвалова полагает, что печальные результаты экзамена по русскому языку – прямое следствие укоренившихся представлений о том, что у ребенка и его родителей есть исключительно права, в то время как у учителя – одни лишь обязанности. В отсутствие внятной мотивации успешное освоение курса средней школы невозможно, и это сказывается, в том числе на результатах ЕГЭ.

Самохвалова, как и многие учителя, полагает несостоятельной сохранившуюся с советских времен установку на поголовное получение аттестатов зрелости выпускниками школ. По словам педагога, система среднего профтехобразования имела много плюсов и позволяла учащимся прибегать к более гибким маршрутам профессионализации, чем сегодня, когда все отчего-то считают необходимым окончить вуз. Отсюда, нездоровая атмосфера в старших классах, когда среднее общее образование оборачивается отчаянным натаскиванием на задания ЕГЭ: «Не надо превращать старшие классы школы в подготовительные курсы в институт», - резюмирует Самохвалова.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
7 апреля / 20:29
Дальнейшее совершенствование ЕГЭ должно быть направлено на сглаживание напряжения учеников
Вопрос сдачи ЕГЭ воспринимается как критическая проблема вне зависимости от образовательных притязаний семьи {Читайте далее}
Логинов Дмитрий Михайлович, к.э.н., старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ
7 апреля / 20:31
Люди перестали бояться ЕГЭ
Подумаешь, на один-два балла ниже – это реальные знания наших детей {Читайте далее}
Иванова Валентина Николаевна, председатель Всероссийского педагогического собрания
7 апреля / 20:32
Не надо превращать старшие классы школы в подготовительные курсы института
Я считаю ошибочной позицию, в соответствии с которой все дети обязаны получить среднее образование в школе {Читайте далее}
Самохвалова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы в лицее 1502 при МЭИ
тэги
читайте также