20 апреля, суббота

Не надо превращать старшие классы школы в подготовительные курсы института

07 апреля 2014 / 20:32
учитель русского языка и литературы в лицее 1502 при МЭИ

Я считаю ошибочной позицию, в соответствии с которой все дети обязаны получить среднее образование в школе.

Дело не только в методиках преподавания, но, главным образом в том, что нужно по-другому расставить акценты. Если ребенку и его родителям 11 лет говорить, что у них есть права, права и только права, а у учителя обязанности, обязанности и только обязанности, то для них – детей и родителей – оказывается сюрпризом, когда на ЕГЭ обнаруживается, что и они за что-то отвечают. Что это ребенок должен выучить  и ответить сам. Может быть, нужно переориентировать эту политику,  напомнить детям и родителям, что у них есть обязанности, и их нужно выполнять 11 лет. Тогда не будет проблемы на ЕГЭ. Программы можно улучшать бесконечно, но мы же с вами знаем: лошадь можно привести к воде, но ее нельзя заставить пить. Так что очень многое зависит от того, как ребенок учится. Что именно хотят родители видеть в школе, что они хотят получить для своего ребенка: хорошие оценки и поменьше всяких замечаний или реальные знания?

В последнее время дети стали учиться хуже? Если так, с чем это связано?

Конечно, хуже. Это связано со многими факторами Во-первых, чтобы хорошо учиться нужно четко понимать, для чего ты это делаешь. Если у ребенка нет такого четкого представления о том, что учиться нужно, обязательно – не в последний год, когда начинается подготовка к лихорадочная экзаменам, - а вообще, то успешное обучение вряд ли возможно. Как это сформировать? Наверное, здесь ключевую роль играет отношение к культуре, к знаниям в семье.

Второе. Я считаю ошибочной позицию, в соответствии с которой все дети обязаны получить среднее образование в школе. Мне кажется, что система профтехобразования, которая была раньше, имела много плюсов. Конечно, у нее были и  недостатки, но она позволяла детям более гибко выбирать свой путь. Когда 11 классов окончены, всем просто обязательно нужен институт и обязательно нужно сдать ЕГЭ. На деле же это совсем не так. Если это невозможно по силам ребенка, по его способностям, зачем же требовать от него невозможного? Может быть, должны быть разные уровни образования. Не надо превращать старшие классы школы в подготовительные курсы в институт. Это среднее общее образование – оно таким и должно быть.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика