29 марта, пятница

Законы рынка для Украины

31 июля 2014 / 13:09
кандидат исторических наук, публицист

Вслед за запретом украинского шоколада со стороны России последовал еще ряд ограничений на ввоз украинской пищевой продукции.

Вслед за запретом украинского шоколада со стороны России последовал еще ряд ограничений на ввоз украинской пищевой продукции. Теперь оттуда нельзя ввозить продукты растительного происхождения в багаже, ручной клади, а также слать посылками. Под запрет попали украинский картофель, молочная продукция и молоко. И есть все основания полагать, что это только начало. В дальнейшем речь может идти о запрете на ввоз с Украины всей пищевой продукции. И не только пищевой. Это, кстати, не санкции, не «карающая длань Кремля» или еще что-то в том же духе, если вы так подумали. Это санитарные нормы, европейские стандарты и нормы Таможенного союза.

Если в запрете на перевозку растительный продукции в багаже ещё можно усмотреть элемент этакого «политического троллинга» — мол, это запрет на перевоз контрабандного укропа — с тем же молоком и сырами все куда серьезнее. Еще 23 июля Россельхознадзор предупредил, что будет вынужден ограничить поставки всего продовольствия с Украины, если Киев не успеет перевести свои предприятия на требования Таможенного союза к импортной европейской продукции до ратификации соглашения о присоединении к Европейском союзу.

То есть, европейский выбор по-украински оказался несколько поспешен в экономической части.

Документы о евроассоциации Киев, конечно, подписал. Ускоренный порядок ассоциации был объявлен. Но вот с европейскими стандартами продукции возникли вполне закономерные проблемы. Стоит, кстати, напомнить, что Евросоюз Украину видит в первую очередь аграрной страной, одним из основных поставщиков сельскохозяйственной продукции. Без промышленности там всякой и прочих отраслей, которые вполне развиты в других странах ЕС и на Украине тому не нужны. Только эта сельхозпродукция должна соответствовать европейским стандартам. Ну, а чтобы она соответствовала, нужно реформировать сельскохозяйственный комплекс и серьёзно переоборудовать все соответствующие предприятия. Ни времени, ни денег у Украины на такой аграрный рывок, видимо, нет.

В итоге для экономики украинского государства вызревает вот какая проблема: раньше у этой страны был стабильный российский рынок. Куда можно было с таможенными льготами и облегченным порядком поставлять свою продукцию. Несмотря на все майданы и прочие интересные заявления украинских политиков, только за шесть месяцев 2014 года по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) общий объем импорта пищевой продукции (за исключением напитков) в Россию из Украины в денежном выражении достиг почти полмиллиарда долларов. Только объем поставок молочной продукции в Россию составил 106,3 миллиона долларов в стоимостном выражении.

То есть, теперь этих денег у Украины не будет. Пока — сотни миллионов за поставки молочных продуктов, а потом, видимо, и остальных почти четырёхсот миллионов долларов. Здесь, конечно, можно сказать, что, несмотря на закрытие российского рынка, для Украины открываются рынки европейские.

Только пока они закрыты наглухо. Всё по той же причине: несоответствие украинской продукции европейским стандартам.

Остается, конечно, еще внутренний рынок Украины, но, право слово, даже говорить серьезно об этом не стоит. Учитывая тот факт, что цены в этом пока еще не совсем европейском государстве растут, повышаются тарифы на ЖКХ, растут налоги, но при этом не повышается заработная плата — есть ощущение, что внутренний рынок Украины скоро перейдёт на бартер. Проще говоря, вот тебе, Мыкола Стефанович, три мешка картопли, а за них дай мне два десятка яиц. Печальная ситуация, но знакомая и России. Мы такое проходили на селе в девяностые годы. Да и не только на селе, чего уж там. Зарплату сервизами или табуретками в России многие помнят.

Ну, а что касается российского рынка, от таких запретов на ввоз украинских товаров продовольственного сектора явно выиграют местные производители. На чем, собственно, всегда строилась активная продажа украинской еды? На том, что она украинская, практически домашняя, произведенная в более комфортных условиях. Она свежее, вкуснее, практически не содержит консервантов. На том же всегда делали рекламу своей продукции местные, региональные производители в России. Но что такое, например, новгородский мясоперерабатывающий комбинат в сравнении с промышленным комплексом Украины? Теперь ситуация изменится, и изменится кардинально. Тут, кстати, еще не стоит забывать Белоруссию, которая теперь, после входа в Таможенный Союз, будет только наращивать свои поставки.

Еще один важный вопрос — что в связи с этим ждет в дальнейшем Украину? Понятно, что поворота назад, в сторону российского рынка, там не случится просто из принципа. Хотя экономика у нас периодически отличается от политики. Но тут уже имеют место быть не только их принципы, но и наши. Да и нормы ТС тут также совсем не в пользу Украины. Поэтому, воленс-ноленс, дабы не убить свой сельскохозяйственный комплекс, украинцам придется его реформировать и перестраивать. Это трата больших денег. Эти деньги они найдут. Как и где — это уже другой вопрос. Но найдут потому, что им просто деваться некуда. Сейчас для них закрыты и европейские, и российские рынки. А вот дальше всё может быть еще интереснее. Поскольку приведение к европейским стандартам совсем не означает автоматический выход на конкурентный уровень с той же европейской продукцией. То есть, чисто теоретически, «млеко и картопля» на европейские рынки в итоге пойдут, но будут ли их там активно покупать?

Что же касается рынка российского, на который возврат украинской продукции после соответствующей реструктуризации также вполне возможен.

Тут может сыграть немалую роль и наш патриотизм, с нежеланием покупать украинскую продукцию, опять же, из принципа. Не знаю, отражается ли сейчас это на макроэкономических показателях, но в магазинах я очень часто вижу принципиальное нежелание людей покупать что-то украинское. Хоть и «дешевле», хоть и «вкуснее». А отвыкшие от украинской продукции постоянные покупатели вполне успеют не просто перейти на аналогичную местную продукцию, но и привыкнуть к ней.

То есть, украинским предприятиям и компаниям в любом случае придется вкладываться еще и в рекламную кампанию. В случае с российским рынком — чтобы напомнить о себе покупателю, в случае с Европой — чтобы просто обозначить на тамошних рынках свое существование. В общем, опять траты. Думается, что такая ситуация с огромными затратами на реформы остро стоит в очень многих сферах экономики Украины. И это позволяет сделать грустный прогноз: если Украина и войдет в ЕС, то она будет не очень европейской, но очень бедной страной. Впрочем, сторонников Майдана такие перспективы явно не останавливают.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также
колонка