В самом конце фильма «Рок-н-ролльщик» рок-н-ролльщик сказал Марку Стронгу: «Я хочу стать таким как ты – настоящим рок-н-ролльщиком». И пошли титры.
С тех пор прошло без малого двенадцать лет, и мы ждали, когда же наконец Гай Ричи наиграется в сделки с Большим Голливудом и вернется в родную гавань авторского кино. И дождались – в прокат вышла картина «Джентльмены». Действительно, накатывают теплые волны ностальгии и возвращаются подзабытые радость и удовольствие. В этом фильме есть всё, за что в своё время Ричи полюбился зрителям по обе стороны Гринвичского меридиана.
По режиссерской задумке, оператор воспевает Лондон и его предместья, замки, бары, бункеры, спортзалы, задние дворики, автосервисы, рестораны – всё это подано по красоте, вприкуску с лёгким имперским флёром и плохо скрываемой любовью к родным районам-кварталам.
Самое приятно обескураживающее в фильме – абсолютно от всех интерьеров и персонажей исходят нездешние элегантность, стиль и шарм. Даже распоследние гопо-блоггеры-качки вызывают невольную симпатию своим стилем. А уж главные герои – каждый из них настолько iconic, что в любой момент фильма может уверенно рекламировать самые дорогие лонжины на развороте журнала «Тайм». Эти бесконечные жилеты, запонки, жакеты, манжеты, воротнички, аксессуары и, конечно же, часы – при часах ходят все персонажи картины, кроме китайцев и афроангличан.
Кстати, о политкорректности. Её в фильме нет. Здесь регулярно встречаются моменты из рубрики «гомошутки за 300», расовые подколки и прочие нерукопожатности. Гай Ричи настолько смел, что в эпоху #metoo-нутых, радикальных блогерок, непримиримых диванных борцов за социальную справедливость и прочих эконяшек выпускает в мировой прокат настолько некорректный фильм. Ну, кто еще в наши дни способен снять такой диалог?
- Он назвал меня чёрным уродом!
- Ну, вот смотри, ты – чёрный, и ты – урод, он всё верно сказал. Он не имел в виду, что все чёрные – уроды, он говорил конкретно про тебя, а ты у нас – чёрный урод.
На такое нынче способен только Ричи, ну, и ещё, пожалуй, Тарантино.
Кстати о духовных отцах. Ричи до сих пор использует постмодернистские штучки, впитанные им с молоком Тарантино, Коэнов и Джармуша, и использует их аккурат в нужных пропорциях, как хорошую приправу. А кадр, как два гангстера открывают багажник, снятый из багажника – и вовсе смотрится как трогательный привет ученика учителю сквозь годы и километры.
В целом же обилие сатиры и общая непрекращающаяся разнузданность делают фильм легким и светлым, невзирая на пару печальных моментов. Ричи сознательно глумится над пережитками, но делает это нежно и удовольствием. Практически у всех персонажей исконно британские безукоризненные манеры. Поэтому неподдельно приятно наблюдать за тем, как эти титульные «джентльмены» периодически рвут друг другу пасти и выкалывают моргала. Тем более, это Гаю Ричи удаётся изображать лучше всего – удалые злоключения незадачливых лондонских бандитов всех рангов и мастей.
И, конечно же, как и в старые добрые времена, Ричи вновь подарил нам россыпь ярких самобытных персонажей. Как же хорошо, когда человеку не пришлось опять адаптировать Конан Дойла, или писать про давно сформировавшихся диснеевских и средневековых персонажей, или адаптировать старый сериал; а взять и создать свой собственный, авторский дивный новый мир с нуля! Характеры в «Джентльменах» не менее важны, чем, собственно, история, и отдельная похвала воплотившим их актёрам.
Микки Пирсон / Мэттью МакКонахи
Уже лет десять как МакКонахи не играет бессмысленных веселых кудряшей. В 2011 году он снялся в фильме «Киллер Джо», где Уильям Фридкин раскрыл его актерский потенциал в ипостаси мрачноватого (либо разнузданно-весёлого) харизматичного брутала, с тех пор МакКонахи с этой иглы не слезает, ну и славно. Роль элегантного наркобарона как будто написана специально для него. Где надо - он эмоционален и надрывен, где надо – включает ничего не выражающий рыбий взгляд, что придаёт ему определенную энигматичность. Но за его многозначительным молчанием не скрывается пустышка. Микки – настоящий Акела со стальными тестикулами и волей к победе. К тому же, с блестящими манерами. Чего только стоят его галантные призывы к супруге заняться супружеским долгом – «А может это?»
Рэй / Чарли Ханнэм
Гоповатый байкер в роли интеллигентного мафиозного «менеджера» - как такое возможно? Оказывается, возможно. Раньше я полагал, что после «Короля Артура» удел Ханнэма – пожизненно играть подкачанных бруталов на сложных щах. Но нет – Чарли явил блестящее актерское мастерство и создал яркий образ. Мощный, но лучезарный помощник помогает своему шефу порой диковатыми способами решить все вопросы, недавно мы это видели у Тарантино. Да, следует признать, Ричиевский Рэй-Чарли – омоложенная и чуть окультуренная версия тарантиновского Клиффа-Брэда. А это уже немало.
Роуз Пирсон / Мишель Докери
Мишель Докери - больше не леди Мэри из «Аббатства Даунтон». Теперь она - стильная штучка, изысканная бизнес-вумен, под стать своему мужу второй сапог пары, девушка со стальными тестикулами и крепкой хваткой.
Флетчер / Хью Грант
В XXI веке хороших фильмов с заметным участием Гранта вышло до обидного немного – «Дневник Бриджит Джонс», «Реальная любовь» и «Облачный атлас». Всё. И теперь еще и «Джентльмены». Жаль, что мало: Хью Грант играет достойно и завораживающе, пусть и слегка однообразно. Его пронырливый частный детектив Флетчер приковывает к себе внимание своей вздорностью, эксцентричностью и, конечно, ломовой актерской игрой. Этот персонаж – двигатель всей истории и настолько омерзителен, что даже мил. В процессе просмотра становится очевидно, что из всех персонажей Ричи любит больше всего Флэтчера – именно на него он повесил львиную долю прибауток, вдохновенных кривляний и странных движух.
И, наконец, вишенка на торте.
Тренер / Колин Фаррелл
Самый «козлящий» персонаж в этой истории. Эксцентричны все, но тренер еще и фееричен. Ветка Фаррелла и его подопечных – самая отбитая, возвращающая нас к глубинному Ричи образца первых двух фильмов. Тренер восхищает нас, удивляет и постоянно смешит. А уж про хитроумно изобретенный им способ шантажа лучше персонажа Ханнэма и не скажешь:
- Как это развидеть?
Фильм «Джентльмены» Гая Ричи уверенно и без масла зашёл в Топ-250 фильмов всех времен и народов Кинопоиска сразу на 68 позицию, за шесть дней проката. И временно занял свое законное место между «Человеком дождя» и «Москва слезам не верит». Куда нелегкая понесет дальше – поживём и увидим.
Ричи вернулся на стиле и на красоте. Более того, он уже приступил к работе над следующей картиной – в 21 году нас ждет весёлый замес с Джейсоном Стэтемом в главной роли. А что может быть душевнее вечного возвращения к истокам?