Политический обозреватель ТАСС Анатолий Лазарев рассказывает об архитектурных последствиях политической паранойи.
Кирпичик за кирпичиком растут в разных местах планеты пограничные стены, де-факто разрушая мифы о стремлении властей разных стран к единому пространству. Зачем же нужны в ХХI веке, веке прекрасного развития электронных средств, такие препятствия? Тому есть свои, как считают правители ряда государств, резоны, в ряде случаев вполне логично мотивированные. Однако последние примеры все же в большей степени свидетельствуют о паранойе, проявившейся на волне антироссийской кампании Вашингтона и Брюсселя.
Самое свежее ее проявление — объявление Эстонии о намерении отгородиться от России двухметровым забором. Как сообщило издание Postimees со ссылкой на департамент полиции и пограничной охраны республики по меньшей мере две трети сухопутной части границы с РФ с целью предотвращения ее нарушений будет оборудована забором высотой два с половиной метра. Работы по техническому усилению границы, по сведениям издания, начнутся в 2018 году (кстати, ранее о таких же планах заявила и Латвия, но позднее ее представители опровергли утверждения СМИ, хотя начальник латвийской Государственной пограничной охраны Нормунд Гарбарс рассуждал на эту тему со вполне конкретными цифрами). По данным Postimees, верхняя часть стены будет дополнительно обнесена колючей проволокой, а общая длина ограждения составит около 108 километров. Безопасность на границе также усилят при помощи установки видеокамер, нарушителей будут отслеживать и беспилотные летательные аппараты, а в акватории Чудского озера уже разместили более 600 пограничных буйков.
Зачем это нужно Таллину? Эстонские власти пытаются убедить общественность в том, что стена нужна для перекрытия потока нелегальных мигрантов из России. Ничего не перепутали? Россия ведь не Греция или Италия, через морские границы которых ищущие в Европе нового счастья выходцы с Ближнего Востока и Севера Африки пробираются тысячами. Есть такие лица и на эстонско-российской границе. Но в несравнимо меньших, даже можно сказать настолько мизерных количествах, что строить ради этого за 71 миллион евро стену, выглядит нелепо и даже абсурдно. Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая не преминула прокомментировать такую затею, отметив, что, «похоже, власти Эстонии создают резервацию для своих же граждан — очень демократично». При этом депутат иронично пошутила, что «не стоит экономить на „демократии“ — лучше 5 метров в высоту, и за 142 млн евро, чтобы никто не перепрыгнул».
Впрочем, истоки подобного эстонского проекта следует искать в другом. Например, в операции «Украина», которую США и Западная Европа инициировали и продолжают осуществлять. Параллельно с ней или в развитие ее американские и натовские стратеги активизировали пропагандистские нападки на Москву, обвиняя ее в агрессивных планах, в том числе и против республик Балтии. Можно привести и недавние высказывания главы Пентагона Эштона Картера, который назвал Россию «очень, очень значительной угрозой». Он, как передает издание The Hill, заявил в этой связи, что НАТО будет укреплять границы европейских стран с Россией. И в такой якобы угрожающей ситуации даже возведение пограничных стен, по мнению штатных пропагандистов Запада, вполне оправдано. Упомянутые заграждения, кстати, зримо будут демонстрировать, откуда якобы исходит опасность. А это тоже на нечистую руку сеятелям лжи и недоверия.
Первопроходцами в плане отгораживания от России всеми силами и средствами стала, естественно, Украина. Как рассказал первый заместитель главы Госпогранслужбы Василий Серватюк, «на сегодня (середина августа) оборудовано 180 км противотанковых рвов, 546 км фортификационных препятствий, 39 км заграждений из колючей проволоки, 175 блиндажей, 134 перекрытых щелей и 897 окопов». Прямо к войне готовятся! Закавыка, правда, в том, что никакого наступления с российской территории не планировалось и не предполагается. Да что киевским властителям-марионеткам до этого — главное отработать заказ Вашингтона и Брюсселя.
Кстати, пока не почил в бозе и более масштабный проект, который сначала назывался «Стена», а потом амбициозно переименованный в «Европейский вал» (видимо, чтобы напомнить об утверждениях Киева, что будто бы Украина противостоит России, защищая всю Европу от российских агрессоров). Инициирован он был премьер-министром Арсением Яценюком, который обещал закончить строительство к 2018 году. Согласно проекту, на границе должен быть оборудован ров шириной около четырех метров и глубиной два метра, дополненный системами оптико-электронного наблюдения, сторожевыми вышками, противотанковыми рвами и другими сооружениями. Однако реализация все же идет ни шатко, ни валко — денег не хватает, что понятно, учитывая финансовую ситуацию государства Украина. Кстати, я уже приводил примечательное наблюдение украинской журналистки Оксаны Шкода: «Мы продолжаем следить за судьбой Великой Украинской Стены… На фото отчетливо видно, что наклон столбов заграждения — как в немецких концлагерях — внутрь периметра. То есть, побега украинских граждан хунта боится больше, чем проникновения извне. Поскольку от внешних врагов спираль нужно развернуть в другую сторону…».
Паранойя — так паранойя. Украинский Кабинет министров намеревается отгородиться стеной не только от РФ, но и от Приднестровья, на территории которого размещены российские миротворцы. Уже подготовлен проект решения о возведении на участке границы между Украиной и Приднестровьем защитной стены. Причем, украинские военные начали рыть траншеи вдоль границы с Приднестровьем еще в начале лета. СМИ приводят мнение Анатолия Дируна, члена парламента непризнанной республики, который обвиняет Киев в том, что возведение стены на границе с Приднестровьем нарушит условия соглашения между Украиной и Молдовой о сотрудничестве приграничных территорий.
Тема возведения заградительных сооружений в истории человечества активизировала естественное любопытство и заставила погрузиться в бескрайние просторы Всемирной паутины. Вот что, в частности, нашлось. Великая Китайская стена, строительство которой началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств и которая была призвана четко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоеванных царств, а также для защиты от кочевников… Печально известная Берлинская стена (13 августа 1961 — 9 ноября 1989)…Израильский разделительный барьер, строительство которого началось в 2003 году (работы еще не завершены)… Великая Марокканская стена, которая защищает Марокко от враждебных действий партизан Полисарио… Две Кореи предпочли отгородиться друг от друга рвами и стенами… Индия построила стену длиной в 3 300 км, чтобы отгородить Кашмир от соседнего Пакистана… Ботсвана построила электрифицированный металлический забор на границе с Зимбабве… Саудовская Аравия построила железобетонную стену на границе с Йеменом и еще одну на границе с Ираком… И так далее и тому подобное…
В бытность федеральным канцлером ФРГ Вилли Брандт, лауреат Нобелевской премии мира 1971 года, назвал Берлинскую стену «Позорной стеной». Такое определение стопроцентно нельзя, конечно же, применить ко всем перечисленным выше и не названным в комментарии такого рода сооружениям. Однако оно вполне подходит к тем, которые сооружены или возводятся про причинам параноидального страха перед несуществующей угрозой со стороны государства (в данном случае — России), предлагающего всем своим соседям жить в мире и дружбе. А потому публично провозглашенные Западом идеалы в области единения народов планеты вызывают все меньшее и меньшее доверие. Можно напомнить в этой связи, что идея свободного пространства (на первых порах экономического) от Лиссабона до Владивостока, как предлагал Владимир Путин, все еще актуальна. Однако эстонские и украинские стены, возводимые фактически по указке Вашингтона и Брюсселя, лишь отодвигают ее все дальше на задний план…